Главная » » Региональные НПА » Распоряжения » Об одобрении энергетической стратегии Новгородской области на период до 2020 года

Об одобрении энергетической стратегии Новгородской области на период до 2020 года


52.9 Кб
скачать

18-рз от 22.01.2010

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 января 2010 г. N 18-рз

ОБ ОДОБРЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Администрации Новгородской области

от 25.04.2012 N 122-рз,

Распоряжения Правительства Новгородской области

от 06.06.2014 N 172-рг)

 

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р:

1. Одобрить прилагаемую Энергетическую стратегию Новгородской области на период до 2020 года.

2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".

 

Заместитель

Главы администрации области

А.А.ШАЛМУЕВ

 

 

 

 

Приложение

к распоряжению

Администрации области

от 22.01.2010 N 18-рз

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Администрации Новгородской области

от 25.04.2012 N 122-рз,

Распоряжения Правительства Новгородской области

от 06.06.2014 N 172-рг)

 

1. Общие положения

Энергетическая стратегия Новгородской области на период до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия области) разработана на основе положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р.

Энергетическая стратегия области базируется на опыте реализации государственной энергетической политики и оценке основных тенденций в социально-экономическом развитии страны и области в среднесрочной перспективе с учетом последовательно приходящих в этот период этапов кризиса и будущего подъема экономики. Как индикаторы деятельности топливно-энергетического комплекса области в указанный период используются целевые и прогнозные показатели состояния и динамики отраслей топливно-энергетического комплекса России, отраженные в федеральных и областных нормативных правовых актах.

Энергетическая стратегия области определяет цели, задачи, основные направления развития топливно-энергетического комплекса области, учитывая сложившуюся ситуацию в потреблении топливно-энергетических ресурсов области, роль области в едином экономическом пространстве Российской Федерации, а также политическое, макроэкономическое и научно-технологическое развитие страны. Она включает оценку имеющихся проблем и факторов влияния, перспектив развития топливно-энергетического комплекса области и ожидаемые результаты реализации.

 2. Цель и задачи энергетической стратегии области

Топливно-энергетический комплекс области играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей на территории области, определяет формирование основных финансово-экономических показателей. Эффективное использование энергетического сектора экономики области предопределяет ее устойчивое развитие, снижение дефицитной части областного и местных бюджетов, повышение уровня жизни населения.

Целью Энергетической стратегии области является определение путей достижения устойчивого и эффективного энергообеспечения области.

Основными задачами Энергетической стратегии области являются:

энергетическая безопасность, эффективное и устойчивое обеспечение населения, объектов социальной сферы и организаций всех форм собственности энергоресурсами, снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в обеспечении области всеми видами энергии, дальнейшее формирование целостной региональной энергосистемы, интегрированной в существующее пространство межрегиональных топливно-энергетических услуг и связей;

энергетическая эффективность экономики, обеспечение социально-экономического развития области на основе эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспортировку и потребление энергоносителей (эта задача должна решаться при соблюдении приемлемого уровня техногенного воздействия на окружающую природную среду), применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех секторах социально-экономической жизни области, максимально полное и эффективное использование местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии;

экономическая (бюджетная) эффективность энергетики, развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение действующих мощностей топливно-энергетического комплекса области, оптимизация государственного воздействия на функционирование топливно-энергетического комплекса области, расширение практики частно-государственного партнерства, принятие мер по стимулированию энергосбережения населением и хозяйствующими субъектами области;

экологическая безопасность энергетики, минимизация техногенного воздействия топливно-энергетического комплекса области на окружающую природную среду и здоровье граждан, внедрение инновационных технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления топливно-энергетических ресурсов с целью сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ и диоксида углерода, снижения влияния "парникового эффекта".

Для достижения цели и реализации основных задач Энергетическая стратегия области предусматривает реализацию и мониторинг областной целевой программы по энергосбережению, а также возможность принятия мер и осуществления мероприятий субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса области и промышленными предприятиями в сфере обеспечения и сбережения энергоресурсов на основе развития рыночных отношений.

 

3. Проблемы и факторы развития топливно-энергетического комплекса области

В настоящее время топливно-энергетический комплекс области является одной из наиболее устойчиво работающих структур экономики Новгородской области. Его отрасли в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В настоящее время происходит процесс реформирования жилищно-коммунального и электроэнергетического хозяйства. Определяются основные подходы к налогообложению и ценообразованию на топливно-энергетические ресурсы. На отдельных предприятиях осуществляются реконструкция и модернизация основных фондов, происходит замена убыточных бесперспективных технологий на современные энергоэффективные и сберегающие.

Вместе с тем Новгородская область является энергозависимым регионом, практически не располагает запасами традиционных углеводородных энергетических ресурсов, осуществляя их ввоз для производства тепловой и электрической энергии из других регионов Российской Федерации. Собственная генерация электроэнергии обеспечивает менее 25 процентов общей потребности.

Основными проблемами в топливно-энергетическом комплексе области являются:

значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса;

ограниченность ввода в действие новых производственных мощностей во всех отраслях топливно-энергетического комплекса области при недостаточных предложениях со стороны инвесторов;

несоответствие оснащенности топливно-энергетического комплекса области современному научно-техническому уровню, недостаток координации деятельности по анализу и внедрению инновационных технологий для улучшения показателей качества и экономичности оказываемых услуг;

повышенная зависимость топливно-энергетического комплекса области от состояния и конъюнктуры централизованного рынка энергоресурсов, незначительное использование альтернативных традиционным видов топлива для производства тепловой и электрической энергии, в том числе непосредственно имеющихся в Новгородской области;

неэффективность действующей инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения, которая обеспечивала бы оптимальное соотношение используемых взаимозаменяемых энергоресурсов, в отношении безопасности, воздействия на окружающую природную среду, энергосбережения, потребительских возможностей населения и бизнеса;

отсутствие нормативных правовых актов, в необходимой и достаточной степени обеспечивающих стабильное развитие топливно-энергетического комплекса области и энергосбережение.

Основными факторами, которые могут положительно повлиять на развитие топливно-энергетического комплекса области, являются:

удобное географическое положение и комфортные природно-климатические условия, незначительная удаленность от крупнейших научно-производственных центров России, доступность автомобильного, железнодорожного транспорта, выгодная логистика, наличие на территории области федеральных трасс и объектов транспортировки энергоресурсов;

обеспечение потребителей привозными энергоресурсами всех видов при приоритете использования углеводородного сырья, наличие местных видов возобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

возможность реального снижения энергоемкости валового регионального продукта за счет ввода новых высокотехнологичных производств в лесопромышленном и агропромышленном комплексах, жилищном строительстве и производстве строительных материалов, туристической индустрии, инфраструктуре перерабатывающих и сервисных малых предприятий, учреждениях социальной сферы, самостоятельно реализующих практику энергосбережения;

благоприятный инвестиционный климат, перспективная интеграция в экономику области современных инвестиционных проектов, использующих наиболее эффективные инновационные методы обеспечения и сбережения энергоресурсов, складывающаяся в области практика проведения выставок, конференций, семинаров и встреч по данным вопросам;

устойчивое увеличение числа проектов и инициатив по использованию собственной базы энергоресурсов, внедрению энергосбережения в быту и на производстве;

формирование стимулов для применения оборудования и технологий, снижающих негативное воздействие производства и потребления всех видов энергии на окружающую природную среду.

 4. Основные тенденции экономического развития Новгородской области на период до 2020 года и оценка влияния на него топливно-энергетического комплекса области

Тенденции экономического развития Новгородской области свидетельствуют о его поступательном характере, динамичном росте основных показателей экономики. В последние годы перед кризисом среднегодовой прирост валового регионального продукта составлял не более 5 процентов и в 2007 году достиг 87,6 млрд. рублей. Наблюдались рост заработной платы, объемов отгруженной продукции промышленными предприятиями и вводимого в эксплуатацию жилья, увеличение оборота розничной торговли и общественного питания. Комплексное экономическое развитие области социально ориентировано, направлено на повышение благосостояния населения и обеспечение комфортных условий жизни.

В рассматриваемый период (2010 - 2020 годы) планируется осуществить сценарий развития экономики области, предусматривающий ступенчатую реализацию инноваций и законодательных инициатив в зависимости от наличия финансирования без жесткой привязки по срокам реализации, управление рисками, минимизацию затрат, пошаговые решения в зависимости от развития ситуации и возникающих альтернатив. Он должен обеспечить:

наиболее полное и эффективное использование потенциала и преимуществ области;

рост предпринимательской и инвестиционной активности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;

повышение интенсивности обновления основных фондов производств и оборудования, рост производительности труда;

совершенствование транспортной и энергетической инфраструктур.

В сфере промышленности предполагаются создание конкурентоспособных производств полного технологического цикла переработки сырья, сокращение доли предприятий, производящих комплектующие изделия и полуфабрикаты и жестко зависящих от внешних колебаний конъюнктуры рынка. Для этого планируется привлечь на территорию области крупные отечественные и зарубежные инвестиционные проекты, в том числе с применением высоких технологий путем внедрения установок комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Кроме того, предполагается создание туристско-рекреационных зон, центров логистики и комплексной переработки сельскохозяйственной продукции. Последовательная поддержка участия малого и среднего бизнеса в инвестиционной деятельности с использованием энергосберегающих технологий, привлечение муниципальных образований, имеющих уже необходимые производственные площади и ресурсы, позволят сделать инвестиционный климат области более привлекательным.

Топливно-энергетический комплекс области сохранит свое определяющее влияние на социально-экономическую обстановку в области, развитие муниципальных образований. Необходимо модернизировать энергетическую инфраструктуру с целью обеспечения качественными топливно-энергетическими ресурсами отдаленных территорий области, сформировать малые энергетические комплексы на базе местного топлива и переработки отходов лесной и сельскохозяйственной продукции, которые позволят обеспечить дополнительную занятость населения.

На формы и темпы развития топливно-энергетического комплекса области окажут воздействие основные внешние факторы:

динамика спроса и цен на углеводородное сырье российского производства, объемы его экспортных поставок исходя из долговременных циклических закономерностей развития мировых энергетических рынков;

динамика инфляции и валового регионального продукта;

основные направления, принципы и мероприятия государственной поддержки регионов в области энергосбережения и энергоэффективности;

интенсивность реформирования экономики, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, налоговой и бюджетной систем;

темпы либерализации и повышения цен на продукцию естественных монополий.

Тарифную политику и ценообразование на основные энергоресурсы стоит осуществлять с учетом целевого характера снижения инфляции и повышения уровня жизни населения, трансформации структуры валового регионального продукта в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства - в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств. Цены на газ и электрическую энергию, остальные виды топлива (уголь, нефть и нефтепродукты) на внутреннем рынке будут формироваться под воздействием спроса и предложения при постоянном сокращении государственного регулирования предельного уровня цен и стимулировании самих производителей к снижению издержек. С учетом прогнозируемого роста цен на газ ежегодное повышение тарифов в электроэнергетике должно покрывать увеличивающиеся затраты на топливо, обеспечивать приемлемый уровень доходности электроэнергетики при условии снижения издержек.

На первом этапе реализации Энергетической стратегии области (2010 - 2014 годы) развитие топливно-энергетического комплекса области будет происходить в кризисных условиях, характеризующихся прогрессирующим старением и износом основных фондов, ограниченными инвестиционными возможностями. В связи с этим необходимо сформировать базовые рыночные институты и разработать нормативные правовые документы, осуществлять поддержку и укрепление местного образовательного и научно-технического потенциала, использовать сравнительно недорогие энергоэффективные технологии и мероприятия, осуществлять пропаганду и популяризацию энергосбережения среди всех слоев общества и сформировать экологическую грамотность, повышать активность малого и среднего бизнеса в освоении местных и возобновляемых энергоресурсов. Общее снижение промышленного производства в начале первого этапа будет приводить к уменьшению электропотребления в области, а старение основных фондов - к некоторому относительному увеличению потерь в процессе транспортировки и распределения электроэнергии.

В случае успешного преодоления проблем первого этапа на втором этапе реализации Энергетической стратегии области (2015 - 2020 годы) качественно изменится состояние материально-технической базы топливно-энергетического комплекса области за счет повышения его капиталоемкости, повысятся устойчивость, качество и сбалансированность энергоснабжения, появятся различные формы партнерства с частным бизнесом, прогрессивные формы и механизмы стимулирования реконструкции и технического перевооружения энергетических объектов, широкого внедрения технологий энергосбережения, использования новых источников энергии и методов ее получения, в том числе не содержащих углеводородов. Инновационное развитие топливно-энергетического комплекса области будет продолжено благодаря начатой на предыдущем этапе инвестиционной деятельности. Позитивные изменения в экономике и топливно-энергетическом комплексе области будут нарастать, станут востребованными продукция и услуги высокой степени обработки.

 5. Основные положения государственной региональной энергетической политики

Государственная региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации конституционных полномочий Новгородской области как субъекта Российской Федерации, обладающего всей полнотой государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с принципом соблюдения единства экономического пространства России и недопущения введения ограничений в отношении экономической интеграции области.

Государственная региональная энергетическая политика предусматривает создание условий для интенсивного развития энергетики в области, защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, достижение качественно нового состояния топливно-энергетического комплекса области.

Целями государственной региональной энергетической политики на областном уровне являются создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межмуниципальных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Приоритет при реализации государственной региональной энергетической политики предполагается отдавать муниципальным образованиям области, в которых стоимость энергоресурсов является высокой, а их обеспеченность - низкой.

Необходима диверсификация системы снабжения энергетическими ресурсами таких муниципальных образований. Для каждого из них следует разработать программы обеспечения энергетическими ресурсами.

Государственная региональная энергетическая политика осуществляется с учетом:

последовательности действий законодательных и исполнительных органов государственной власти области по реализации основных задач Энергетической стратегии области, компетентности и открытости принимаемых ими решений;

заинтересованности в сотрудничестве с организациями любых форм собственности, устойчиво развивающимися и готовыми к конструктивному диалогу в сфере генерации и потребления всех видов энергии;

обоснованности, предсказуемости и гибкости государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Государственная региональная энергетическая политика включает развитие внутреннего топливно-энергетического рынка, формирование рационального топливно-энергетического баланса, социальную, научно-техническую и инновационную политику в энергетическом секторе. Ее основным инструментом является сбалансированная, непротиворечивая и гибкая система экономического регулирования с учетом особенностей энергообеспечения и структуры топливно-энергетического баланса области в связи с низкой плотностью населения, максимально возможного и экономически выгодного использования местных топливно-энергетических ресурсов.

Основой реализации государственной региональной энергетической политики являются энергетическая безопасность, экологическая безопасность энергетики, а также энергетическая эффективность экономики и бюджетная эффективность энергетики в области.

В рамках надежного обеспечения энергетической безопасности области топливно-энергетический комплекс области обязан в полной мере удовлетворять спрос на все виды энергии соответствующего качества и приемлемой стоимости с учетом рационального использования энергоресурсов потребителями, исключения дефицитности в топливно-энергетическом балансе, устойчивости к воздействию дестабилизирующих экономических, техногенных или природных факторов.

Для этого следует регламентировать минимально допустимые резервы энергоресурсов, осуществлять государственную поддержку реконструкции и переоснащения ключевых объектов топливно-энергетического комплекса области, добиться строгого разделения полномочий и ответственности участников регионального рынка топливно-энергетических услуг за энергообеспечение всех секторов экономики области, социально значимых объектов и организаций, населения. Целесообразно использовать местные топливно-энергетические ресурсы, замещающие традиционное углеводородное сырье, максимально использовать конкурентоспособные отечественные разработки и оборудование, ограничить предельный уровень износа основных производственных фондов и содействовать привлечению средств для их модернизации за счет внедрения механизмов инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций, ускоренной амортизации, страхования инвестиционных рисков. Необходимо усиление контроля качества моторного топлива и сопутствующих нефтепродуктов, реализуемых в области.

Для инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса, имеющих для области стратегическое значение или высокую социальную значимость, важна государственная поддержка. В остальных случаях мероприятия по энергосбережению и совершенствованию структуры и материально-технической базы топливно-энергетического комплекса области целесообразно реализовывать на основе самоокупаемых предложений производителей, продавцов и потребителей энергии за счет их собственных инвестиций при государственной поддержке в иных формах.

В рамках повышения энергетической эффективности экономики области необходимо реализовать слабо используемый организационный и технологический потенциал энергосбережения как в самом топливно-энергетическом комплексе области, так и в других сферах производства, услуг и потребления, обеспечить заинтересованность инвесторов и потребителей в продвижении энергоэффективных и энергосберегающих технологий, определить долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики области.

Целесообразно выполнять на уровне муниципальных образований, отдельных организаций учет энергопотребления, усилить контроль выполнения федеральных и региональных нормативов, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии при работе механизмов и оборудования, эксплуатации зданий и сооружений, водоподготовке и утилизации отходов, для чего повсеместно использовать методику энергетического аудита (энергетического обследования). Необходимо ввести обязательную сертификацию приборов и оборудования, выпускаемых или массово применяемых в области, для установления их соответствия нормативам энергопотребления. Следует обеспечить спрос на территории области на приборы учета расхода энергии потребителями розничного рынка, их льготную установку для определенных категорий потребителей, содействовать развитию систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии на розничном рынке и формированию соответствующего института операторов, широкому распространению практики заключения энергосервисных договоров (контрактов).

К положительным результатам может привести создание системы стимулирования энергосбережения, превращающей его в эффективную сферу бизнеса, создание организаций различных форм собственности, аккумулирующих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические, производственные и организационно-финансовые решения, направленные на снижение энергоемкости.

Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны в обязательном порядке учитываться при составлении областной, муниципальных и производственных программ по энергосбережению.

В рамках повышения экономической (бюджетной) эффективности энергетики необходимо усовершенствовать механизмы энергосервисного обслуживания бюджетных учреждений области, разработки и внедрения энергоэффективных управленческих решений.

Особое внимание следует обратить на методы планирования и прогнозирования расхода энергоресурсов бюджетными учреждениями области как основы для организации экономического управления, достижения заданного уровня использования энергоресурсов в бюджетной сфере. В частности, для этого органам местного самоуправления потребуется уточнить приоритеты энергосбережения в рамках муниципальных программ по энергосбережению. Необходимо обеспечить наращивание объемов инвестиций, оказание содействия снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, последовательность и целенаправленность в использовании бюджетных средств по снижению энергоемкости валового регионального продукта и рационального потребления энергоресурсов.

В рамках действующего законодательства необходимы гибкая налоговая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса области, использование режимов ускоренной амортизации инновационного оборудования и обновляемых основных фондов. Государственная поддержка должна быть направлена на расширение практики вовлечения малого и среднего бизнеса в деятельность топливно-энергетического комплекса области, рациональное использование упрощенной схемы их налогообложения.

Поддержка привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс области выражается в том числе в строгом соблюдении органами государственной власти области прав инвесторов. Инвесторам должны быть гарантированы предсказуемость и сбалансированность налогообложения, установление режима благоприятствования и устранение необоснованных административных барьеров, широкое развитие на территории области кредитных, лизинговых и страховых институтов и отношений, повышенная защита от коммерческих и некоммерческих рисков. Возможна поддержка кооперации с зарубежными компаниями в формах организации совместных предприятий на территории области, использования передовых зарубежных технологий.

Необходимо в полном объеме обеспечить топливно-энергетический комплекс области кадрами, прежде всего специалистами по освоению новых источников энергоресурсов, модернизации действующих мощностей и комплексному энергосбережению, поднять уровень безопасности труда на предприятиях, свести к минимуму аварийность и травматизм, активизировать деятельность по созданию специализированных систем негосударственного пенсионного обеспечения, развитию социального партнерства на предприятиях топливно-энергетического комплекса области.

В целях обеспечения экологической безопасности энергетики потребуется снизить выбросы (сбросы) предприятиями топливно-энергетического комплекса области загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также диоксида углерода и других парниковых газов, максимально утилизировать отходы производства и потребления всех видов энергии.

Необходимо на основе строгого соблюдения действующих федеральных и областных нормативных правовых актов обеспечить выполнение экологических нормативов и требований к продукции и деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса области, ввести на территории области систему компенсационных выплат на основе принципов экологического страхования. Целесообразно упорядочить и совершенствовать деятельность по экологическому надзору, сертификации природоохранных технологий и технических средств, подбору и подготовке специалистов в этой сфере, поддерживать и поощрять хозяйствующие субъекты, участвующие в международных и федеральных бизнес-проектах, направленных на сохранение окружающей природной среды с использованием природного и технологического потенциала области.

 

6. Состояние топливно-энергетического баланса области к 2020 году

(в ред. Распоряжения Администрации Новгородской области от 25.04.2012 N 122-рз)

Рациональный топливно-энергетический баланс области предусматривает полное обеспечение обоснованного внутреннего спроса на все виды энергетических ресурсов высокого качества по стабильным и приемлемым для потребителей ценам.

Топливно-энергетический баланс Новгородской области за 2009 год является базовым для дальнейшей оценки реализации стратегии в рассматриваемый период и приведен в таблице 1.


 

Таблица 1

 

Единый топливно-энергетический баланс Новгородской области за 2009 год (тыс. т условного топлива)

 

N п/п

 

Уголь

Нефтепродукты

Природный газ

Гидроэнергия и НВИЭ

Атомная энергия

Прочие виды твердого топлива

Электроэнергия

Тепло

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Производство первичных ТЭР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

76,14

254,16

1023,17

1353,47

2.

Ввоз

47,1

489,55

5966,7

0,0

0,0

31,23

1265,0

0,0

7799,58

3.

Экспорт

-3,93

-130,29

-3117,46

0,0

0,0

-9,11

-240,56

0,0

-3501,35

4.

Изменение запасов

10,26

6,04

0,43

0,0

0,0

8,05

0,0

0,0

24,78

5.

Потребление первичных ТЭР

53,43

365,3

2849,67

0,0

0,0

106,3

1278,6

1023,17

5676,47

6.

Статистическая невязка баланса

0,58

8,23

-0,25

0,0

0,0

16,1

0,0

0,0

24,66

7.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,43

4,6

24,38

0,0

0,0

1,65

29,66

12,16

72,88

8.

Рыболовство

0,0

0,02

0,0

0,0

0,0

0,01

0,0

0,0

0,02

9.

Добыча полезных ископаемых

0,0

1,05

0,0

0,0

0,0

0,01

0,75

0,0

1,8

10.

Обрабатывающие производства

1,92

77,78

2072,38

0,0

0,0

8,07

503,14

524,45

3187,74

11.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23,53

15,52

517,7

0,0

0,0

20,62

66,66

36,88

680,9

12.

Строительство

0,0

19,6

8,29

0,0

0,0

0,4

13,47

8,47

50,22

13.

Транспорт и связь

0,19

67,1

32,54

0,0

0,0

0,25

161,98

14,28

276,34

14.

Предоставление коммунальных, социальных и прочих услуг

0,49

28,62

7,74

0,0

0,0

3,76

16,27

46,65

103,53

15.

Население (жилищный фонд)

0,25

84,66

138,25

0,0

0,0

27,57

177,31

286,3

714,34

16.

Прочие

26,04

58,13

48,64

0,0

0,0

27,88

87,05

42,52

290,26

17.

Потери

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

222,31

51,46

273,77


 

В топливно-энергетическом балансе области доминирует природный газ, на его долю приходится около 80 % суммарного потребления топлива. Доля нефтепродуктов составляет около 15 %.

Прогнозируемое годовое потребление электроэнергии в области к 2020 году составит 5,6 млрд. кВч, суммарная присоединенная тепловая нагрузка - 1535,0 Гкал/ч.

Оптимизация расходной части топливно-энергетического баланса области будет осуществляться в соответствии с основными индикаторами энергосбережения и энергоэффективности и с учетом совершенствования структуры спроса на энергоносители в этот период:

опережающий рост потребления электроэнергии в 1,05 - 1,1 раза в сравнении с общим спросом на энергию за счет повышения электрификации производства и быта;

замедление роста расхода энергоресурсов на централизованное теплоснабжение в 1,06 - 1,08 раза относительно общего энергопотребления в связи с большими возможностями снижения потерь и экономии тепла, а также развития локальных и индивидуальных источников теплоснабжения;

увеличение потребления моторного топлива темпами, в 1,1 раза превосходящими темпы роста общего потребления топливно-энергетических ресурсов, при более широком использовании заменителей нефтепродуктов (сжиженный и сжатый газ, водород);

увеличение доли местных топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии среди первичных топливно-энергетических ресурсов;

снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта в 2,0 раза;

ограничение выбросов парниковых газов на уровне 110 - 115 % от показателей 1990 года.

 7. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса области

Развитие топливно-энергетического комплекса области в указанный период будет характеризоваться общим ростом производства и потребления тепловой и электрической энергии, первичных топливно-энергетических ресурсов, снижением потерь за счет энергосберегающих мероприятий, совершенствованием структуры производства всех видов энергии централизованными и автономными источниками за счет сбалансированного использования местных возобновляемых топливно-энергетических ресурсов и углеводородных топливно-энергетических ресурсов, поставляемых из-за пределов области.

В сфере электроэнергетики повышение уровня электропотребления потребует решения проблем системного характера, к которым относятся ограничение передачи мощности по линиям электропередачи, износ, старение и технологическая отсталость энергетического оборудования, аварийность и снижение надежности электроснабжения, нерациональная структура топливно-энергетического баланса, недостаточное и неэффективное использование установленных генерирующих мощностей.

Развитие электроэнергетики в указанный период будет осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526, в следующих направлениях:

реализация инвестиционных проектов в сфере генерации электроэнергетики области;

ликвидация дефицита генерирующих и сетевых мощностей, развитие децентрализованного электроснабжения с активным использованием всех видов местных и вторичных энергоресурсов в зависимости от характера (масштаба и структуры) энергопотребления, доступность подключения независимых производителей электроэнергии к распределительным сетям;

повышение управляемости, пропускной способности и протяженности электрических сетей, внедрение автоматизированных систем коммерческого учета и управления режимами и параметрами работы энергооборудования, достижение гибкости в формировании и перераспределении потоков электроэнергии, совершенствование отдельных элементов аварийной защиты и диспетчеризации в электроснабжающих организациях;

обеспечение оперативного резерва мощности в размере 2 - 3 процентов при постоянном осуществлении мероприятий по обустройству и реконструкции новых распределительных и питающих подстанций и снижению потерь электроэнергии;

формирование экономически обоснованных тарифов на электроэнергию генерирующих предприятий и предприятий сетевого комплекса, обеспечивающих эффективность производства и транспортировки электроэнергии, снижение объемов выработки дорогостоящей пиковой электроэнергии, введение дифференцированной оплаты потребителями за электроэнергию в зависимости от времени суток, сезона и иных обстоятельств.

Основой надежного и качественного получения электрической энергии останутся электростанции, работающие на газе и угле. Состояние основных фондов и применяемых технологий будет приведено в соответствие с передовым отечественным и зарубежным опытом. Необходимо также строительство электростанций небольшой мощности, использующих природный (сжиженный) или биологический газ, в том числе в режиме когенерации, для чего в случае технической возможности и экономической выгоды следует модернизировать котельные.

В целях продвижения в области инновационных технологий обеспечения спроса на электроэнергию предусматривается в точечном порядке обустроить тестовые и демонстрационные объекты с повышенной степенью защиты от аварийных ситуаций, выбросов в окружающую природную среду, применением твердых топливных элементов, нового поколения генерирующего и трансформаторного оборудования, проводящих и изолирующих материалов.

В сфере теплоснабжения предстоит осуществить полное техническое переоснащение отрасли в совокупности с продолжением проведения взвешенных реформ в жилищно-коммунальном секторе. Существующая система теплоснабжения физически и морально устарела, малоэффективна и неконкурентоспособна, не соответствует современным требованиям и технологиям.

Теплоснабжение остается наиболее социально значимым и топливоемким сектором экономики. Его структура включает централизованных, автономных и индивидуальных производителей тепловой энергии, а также источники тепла, получаемого в результате вторичной утилизации его сбросов и излишков.

Развитие теплоснабжения будет осуществляться в следующих направлениях:

обеспечение безусловной доступности для потребителей и достижение комфортности теплоснабжения жилых, общественных и производственных помещений при расширении перечня и улучшении качества услуг по отоплению и горячему водоснабжению;

кардинальное повышение технического уровня производителей тепла на основе инновационных, высокоэффективных технологий и оборудования;

сокращение непроизводительных потерь тепла и расхода топлива с учетом максимально возможного использования теплофикации и когенерации;

обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения поселений, пересмотра существующей практики и подходов в сторону оптимального снижения централизации обеспечения теплом и связанных с ней затрат на передачу тепловой энергии, применения высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, тепловых насосов и иных установок;

массовое внедрение приборов теплового учета и автоматического регулирования тепловой энергии у конечных потребителей с возможностью получения тепловой энергии от различных имеющихся источников;

ослабление негативного воздействия на окружающую природную среду, рациональное использование земель и природных ресурсов.

Целесообразно сформировать сводный тепловой баланс (на основе областного и муниципальных тепловых балансов), отражающий все направления производства и использования тепловой энергии и предназначенный для координации работы различных источников тепла с оптимизацией режимов их функционирования.

В системе централизованного теплоснабжения необходимо осуществить меры по автоматизации диспетчерского управления в нормальном и аварийном режимах эксплуатации, применению средств снижения потерь при производстве и передаче тепловой энергии, оптимизации резервных мощностей и запасов топлива в направлении использования установок тепловой и топливной утилизации, преобразования биомассы, бытовых и производственных отходов.

Газификация области является одним из приоритетных направлений в развитии топливно-энергетического комплекса области. В результате реализации мероприятий областной целевой программы по газификации области к 2020 году необходимо повысить уровень газификации области в 2 раза.

Газификацию районов области целесообразно осуществлять при наличии:

экономической эффективности строящихся межпоселковых газопроводов;

готовности потребителей к приему газа;

загрузки газораспределительных станций;

полной оплаты текущих поставок газа и погашения дебиторской задолженности потребителей за газ;

содействия со стороны органов местного самоуправления внедрению энергосберегающих технологий.

Эффективность реализации программы газификации области необходимо обеспечить за счет оптимизации выбора объектов и этапности строительства, применения современных технологий и методов проектирования и строительства, использования эффективного газоиспользующего оборудования, синхронизации строительства объектов газификации.

Оптимизацию выбора объектов и этапность возможно определять в соответствии с Генеральной схемой газификации и газоснабжения Новгородской области, разработанной ОАО "Газпром промгаз".

Для решения основной задачи газификации - доведения газа до конечного потребителя - целесообразно ежегодно разрабатывать детальные графики синхронизации строительства объектов газификации, которые будут предусматривать распределение ответственности между ОАО "Газпром" за строительство межпоселковых газопроводов и администрациями муниципальных образований - за строительство уличных газопроводов и подготовку потребителей к приему газа.

Одним из наиболее эффективных направлений использования газа является расширение его использования в качестве моторного топлива для транспортных средств. В этих целях необходимо разработать на областном уровне мероприятия по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2011 - 2016 годы.

В секторе моторного топлива и сопутствующих нефтепродуктов предстоит обеспечить растущий объем и уровень потребительских требований к этой продукции и услугам.

Развитие этого процесса будет осуществляться в следующих направлениях:

повышение качества реализуемого на территории области моторного топлива и нефтехимической продукции за счет ужесточения контроля за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию моторного топлива;

расширение практики использования в качестве моторного топлива сжиженного и сжатого газа, содействие распространению электрических и водородных двигателей, топливных элементов;

создание и эксплуатация мощностей по производству моторного биологического топлива из отходов лесопромышленного и агропромышленного производства;

совершенствование инфраструктуры реализации моторного топлива и нефтепродуктов корпоративным и индивидуальным потребителям.

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса области неразрывно связаны с количественным и качественным расширением использования возобновляемых источников энергии и местных топливно-энергетических ресурсов: торфа, леса, биомассы, атмосферных воздушных потоков, проточных природных и техногенных вод, тепла приповерхностного грунта, отходов производства и жизнедеятельности человека. Они широко представлены в сырьевой базе области и будут использоваться по мере совершенствования технологий извлечения энергии в порядке их конкурентоспособности с традиционными углеводородными источниками энергии с учетом большей экологической чистоты, безопасности, доступности и неистощимости.

Научно-техническая и инновационная деятельность в топливно-энергетическом комплексе области является основой его качественного изменения и достижения целей, заложенных в Энергетической стратегии области, которая предусматривает сохранение и воспроизводство имеющегося в энергетическом секторе научно-технического потенциала, взаимодействие специалистов, работающих в учебных заведениях, научно-производственных предприятиях, исследовательских организациях области, и их совместное участие в отдельных проектах и разработках, модернизацию экспериментальной базы, обустройство пилотных и демонстрационных объектов по энергосбережению.

Целесообразно осуществлять поддержку перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности с учетом их прогнозируемой эффективности для топливно-энергетического комплекса области и мировых тенденций, создавать благоприятные условия для поиска и применения эффективных инженерных решений, касающихся ресурсосбережения, обновления производственно-технологической базы и улучшения потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса области. Необходимо сотрудничество с профильными российскими и международными организациями.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности являются совершенствование оборудования и технологий использования торфа, продуктов лесозаготовки и переработки древесины, иных местных топливно-энергетических ресурсов, разработка систем и комплектующих для энергосбережения в бытовых условиях, социальной сфере и малом бизнесе, реализация проектных решений по снижению энергоемкости в производственном секторе, продвижение технологий обеспечения теплом и электрической энергией на основе негорючих возобновляемых источников.

Новгородская область может стать одним из центров международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации федеральных инновационных проектов, общения ученых и специалистов по вопросам энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов, презентации концепт-технологий и новейшего оборудования. Взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса области в сфере энергосбережения предполагается в форме проектов научно-технического сотрудничества, проведения в реальных условиях испытаний нового оборудования и материалов, внедрения менее энергоемких технологий, адаптации к условиям региона международных стандартов безопасности применяемого оборудования.

В целях развития топливно-энергетического комплекса области необходимы выпуск на предприятиях области конкурентоспособных материалов и оборудования, внедрение соответствующих технологий. Особое внимание целесообразно уделять организации сети сервисного обслуживания энергетического и энергосберегающего оборудования, деятельности саморегулируемых организаций.

Существенным условием развития эффективности энергетического сектора области является совершенствование образовательного уровня и готовности к новым условиям работы кадров. Для этого необходимо создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий, обеспечение преемственности в трудовых коллективах, совершенствование практики переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере энергосбережения.

Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования для топливно-энергетического комплекса области, позволяющих повысить эффективность деятельности данных участников за счет ускорения процессов исследований и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, повышения уровня его технического обслуживания.

Для удовлетворения перспективного спроса на энергосберегающие технологии строительства необходимо повысить производительность и качество проведения, техническую оснащенность и уровень механизации строительно-монтажных работ, квалификацию и организацию работы персонала.

 

8. Ожидаемые результаты реализации Энергетической стратегии области

В результате реализации основных направлений развития топливно-энергетического комплекса области, предусмотренных Энергетической стратегией области, будут достигнуты стабильное и полное соответствие состояния топливно-энергетического комплекса области потребностям населения и развивающейся экономики в топливно-энергетических ресурсах, наиболее эффективное использование потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития области, рост объемов применения вторичного энергетического ресурса и возобновляемых источников энергии в области.

Основные ожидаемые результаты реализации Энергетической стратегии области:

снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта в 2 раза;

снижение доли потерь в электрических сетях до 10,5 процента от общего объема производства и распределения электроэнергии;

снижение удельных потерь в системах теплоснабжения до 12 процентов от количества потребляемой тепловой энергии;

ликвидация дефицита генерирующих мощностей по тепловой и электрической энергии с учетом замены и модернизации действующих объектов и поддержания резерва мощностей в размере 15 процентов;

увеличение доли возобновляемых источников энергии и местных энергоресурсов в обеспечении электроэнергией до 5 процентов, теплом и горячей водой - до 30 процентов.

Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса области.

Качественное изменение структуры и финансового состояния топливно-энергетического комплекса области благоприятно скажется на состоянии дел в других отраслях экономики благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, повышению рентабельности предприятий и социально-экономическом развитии области в целом.

 

9. Система реализации Энергетической стратегии области

Энергетическая стратегия области реализуется в соответствии с действующим законодательством. Система реализации Энергетической стратегии области предусматривает выполнение изложенных положений, а также оценку влияния проводимых в ее рамках мероприятий на результат реализации.

Система реализации Энергетической стратегии области предполагает:

разработку и реализацию областной и муниципальных программ, направленных на решение актуальных проблем генерации и сбережения всех видов энергии, использования местных топливно-энергетических ресурсов;

включение разделов эффективного использования и сбережения энергоресурсов в документы областного и муниципального уровня, касающиеся социально-экономического развития территорий;

разработку и принятие в области нормативных правовых актов по отдельным вопросам, отраженным в Энергетической стратегии области, корректирование ранее принятых документов;

формирование информационно-аналитического обеспечения мониторинга Энергетической стратегии области.

Система реализации Энергетической стратегии области предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в топливно-энергетическом комплексе области, получение информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений, негативных тенденций и принятия оперативных сбалансированных решений.

Доработка и уточнение Энергетической стратегии области осуществляются не реже одного раза в 5 лет с одновременной пролонгацией ее временного горизонта. Ежегодно до 1 марта (начиная с 2011 года) по результатам мониторинга орган исполнительной власти области, реализующий полномочия в сфере топливно-энергетического комплекса, представляет в Правительство Новгородской области доклад о ходе реализации Энергетической стратегии области с предложениями по ее уточнению и доработке в связи с изменением нормативных правовых актов и динамикой развития топливно-энергетического комплекса области.

(в ред. Распоряжения Правительства Новгородской области от 06.06.2014 N 172-рг)

Дата создания материала: 13-04-2016. История изменений

Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области
Конкурсы
Версия для слабовидящих
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *