Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
Право инициировать открытый конкурс по отбору УК имеют владельцы помещений дома и местные органы самоуправления.
Содержание
Учитывая специфику деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих функции по управлению многоквартирными жилыми домами, одним из принципов их работы является принцип непрерывности.
Зачастую владельцы жилых квартир и коммерческих помещений сталкивались с проблемой, когда руководство управляющей компании, уязвленное аннулированием лицензии или решением о досрочном расторжении соглашения, сразу же прекращало работу после вынесения такого решения.
В настоящее время такое бездействие УК является незаконным и противоречащим ст. 200 ЖК.
Прекращение управлением МКД
Указанной выше нормой закона определен срок прекращения соглашения, заключенного между владельцами и управляющей компанией.
Прекращение деятельности по управлению МКД возможно в день, который предшествует началу возникновения обязательств новой управляющей организации.
При этом ее выбрало собрание, назначили по итогам открытого конкурса по отбору УК либо назначили в порядке ч. 6 ст. 200 ЖК (без проведения открытого конкурса по отбору УК).
Данный принцип един для всех случаев досрочного прекращения договора:
- в случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе собственников или управляющей компании;
- при изменении решения о способе управления МКД;
- при аннулировании лицензии управляющей компании;
- в случае исключения данных по дому из госреестра.
Обязанности управляющей компании при исключении данных о доме из реестра
Предписание об обязательном ведении хозяйственной деятельности по содержанию МКД, при исключении его из госреестра, прямо предусмотрено ч. 3 ст. 200 ЖК.
Так, в результате изъятия данных о жилом доме из госреестра, либо в результате прекращения действия лицензии или ее аннулировании в порядке, предусмотренном ст.199 ЖК, лицензиат обязан надлежаще выполнять обязательства по договору, управляя многоквартирным домом, оказывая услуги и выполняя ремонтные работы по поддержанию имущества коллективного пользования в надлежащем состоянии до момента:
- возникновения обязанностей по содержанию МКД организацией, которая была выбрана на общем собрании владельцев помещений либо выбрана по итогам состоявшегося открытого конкурса по отбору новой УК;
- возникновения обязанностей по содержанию МКД организацией, с которой заключено соглашение, где одной стороной выступают собственники площадей, ЖК либо иные специализированные кооперативы;
- возникновения обязанностей по содержанию дома согласно договорам, указанным в ч.ч. 1, 2 ст.164 ЖК;
- госрегистрации товарищества владельцев помещений, ЖК либо иного кооператива в качестве субъекта хозяйствования.
Порядок прекращения функций управляющей компании
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрен жилищным законодательством, а также Разделом VI Постановления правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Управляющая компания, чьи разрешительные документы аннулированы или прекратили действовать, а также после исключения жилого дома из госреестра, обязана предоставить субъекту, который будет выполнять обязанности по управлению МКД, все документы, связанные с ведением хозяйственной деятельности по такому управлению, а также техническую документацию на дом.
Срок предоставления документации – 2 рабочих дня с момента наступления вышеуказанных событий.
При передаче документов в обязательном порядке составляется акт. Перечень пакета бумаг, которые подлежат передаче, предусмотрен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.п. 24,26), Правилами предоставления коммунальных услуг и иными нормативными документами.
В результате прекращения функций по содержанию многоквартирного дома управляющей организацией, действие соглашений, заключенных с компаниями, которые оказывают услуги или осуществляют ремонтные работы имущества коллективного пользования, также прекращается.
Передача документации
Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлена обязанность управляющей компании передать всю документацию касательно МКД организации, которая приняла обязанности по содержанию дома. Кроме документов, указанных в пунктах 24, 26 Правил, передаче подлежат:
- регистры (журналы) учета данных ОПУ и соответствующая информация;
- регистры (журналы) учета данных;
- данные по установлению количества временно проживающих жильцов (акты);
- данные об окончании сроков проживания временных жильцов, а также о проживающих в помещении потребителях, согласно заявлениям собственников квартир.
При этом Правилами прямо указано условие по качеству документации: она должна быть актуальна на момент передачи.
Выбор новой управляющей компании собственниками жилья
Право инициировать открытый конкурс по отбору УК имеют владельцы помещений дома и местные органы самоуправления. Предметом такого конкурса является право управления домом и имуществом коллективного пользования, а также право управлять деньгами, предоставляя при этом отчет собственникам.
При исключении данных по дому из госреестра, в течение 15 суток местные власти созывают сборы собственников дома, где решается вопрос с выбором новой управляющей компании (ч. 4 ст. 200 ЖК).
Это является своего рода открытым конкурсом по отбору УК, на который субъекты хозяйствования, имеющие соответствующую лицензию, предоставляют свои кандидатуры. Важно, чтобы собственники заблаговременно были ознакомлены с намерением компании выступать в качестве управляющей организации.
Открытый конкурс по отбору управляющей организации
Власти выступают инициаторами открытого конкурса по отбору УК в следующих случаях:
- если собственники на собрании не определились с компанией, которая будет управлять домом;
- если решение приняли, но оно не было реализовано;
- если сборы не состоялись.
На протяжении 3 дней с момента проведения сборов собственников, местные власти назначают открытый конкурс по отбору УК.
Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/prekrashhenie-deyatelnosti-po-upravleniyu-mkd-v-svyazi-s-izmeneniyami-statusa-licenzii.html
Заключение изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом
В ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления своим домом.
Договор управления считается, как я раньше уже указывал, смешанным, с элементами договоров возмездного оказания услуг, подряда и агентского договора Между тем, несмотря на то что такой вывод отчасти находит подтверждение в отдельных нормах Жилищного кодекса РФ, в целом я не могу согласиться с ним, поскольку это не только не отвечает сущности управления, но и фактически искажает соотношение названных категорий. Для исправления ситуации необходимо выявить недостатки законодательства, лежащие в основе образования подобного мнения.
Как уже было сказано, в ст.161 ЖК управление управляющей организацией наряду с непосредственным управлением и управлением ТСЖ выведено в ранг самостоятельного способа управления. Это свидетельствует об особых отношениях собственников помещений многоквартирного дома с выбранной управляющей организацией.
То есть если выбор собственников пал на управление через управляющую организацию, то кроме надлежащего содержания, ремонта общего имущества и предоставления коммунальных услуг, по аналогии с ТСЖ (ст.137 ЖК), в рамках осуществления управления на управляющую организацию возлагаются более широкие функции.
Управление должно охватывать деятельность по реализации правомочий собственников помещений в многоквартирном доме, а также по защите их прав и законных интересов от третьих лиц.
В противном случае имеет место непосредственное управление, при котором собственники заключили различные договоры на обслуживание многоквартирного дома, а управление управляющей организацией как способ управления не может выступать альтернативой ТСЖ и непосредственному управлению.
Тогда становится невозможным выдвижение помимо надлежащего содержания и предоставления коммунальных услуг каких-либо требований к управляющей организации, а именно по оптимизации затрат, эффективности использования общих доходов, приумножению стоимости имущества. А между тем, как представляется, эти задачи являются не менее важными, чем содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг при осуществлении управления многоквартирным домом.
Данный аспект находит подтверждение и в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г.
№ 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», выделяющем формы осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме надлежащего содержания и ремонта общего имущества в таком доме при разных способах управления. Постановление четко разделяет договор управления многоквартирным домом и договор о содержании и ремонте общего имущества.
В действительности управление многоквартирным домом представляет собой не конкретные сделки и фактические действия, а в целом деятельность по управлению имуществом.
При этом конкретные виды сделок и фактические действия управляющей организации, последовательность и порядок их совершения особого правового значения не имеют.
Для собственников помещений вместе с обеспечением сохранности их имущества важно также, чтобы деятельность управляющей организации обеспечивала эффективное управление им. Только в этом случае можно говорить о надлежащем исполнении обязательств, вытекающих из договора управления многоквартирным домом.
Все вышеприведенные обстоятельства позволяют усмотреть в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом между собственником и профессиональной организацией, схожие черты с договором доверительного управления чужим имуществом.
Чтобы проверить данный тезис, необходимо детально исследовать договор управления многоквартирным домом как юридический факт в целом и отдельные его элементы, выделив его особенности, из которых возникают отношения по профессиональному управлению, благодаря чему можно будет выявить его общие и специфические признаки. Это даст возможность разграничить его со смежными договорами, а также найти пути преодоления противоречий, имеющихся в Жилищном кодексе, искажающих его место в общей системе гражданско-правовых договоров.
Так, при осуществлении управления многоквартирным домом, как и в доверительном управлении, одной стороной в сделках всегда должна выступать управляющая организация (коммерческая организация). Она действует от своего имени, в интересах и за счет собственников помещений.
Надо сказать, что подобная модель отношений, кроме договора доверительного управления имуществом, складывается также в агентских договорах (строящихся по типу договора комиссии) между агентом и комитентом, в соответствии с конкретными указаниями последнего.
Однако в отличие от агентского (где необходимы конкретные указания комитента), а также от договора подряда и оказания услуг в договоре управления многоквартирным домом, как уже было сказано, круг полномочий управляющей организации существенно шире и не ограничивается совершением юридических действий либо одной или нескольких сделок. Договор управления многоквартирным домом позволяет управляющей организации совершать также любые действия фактического характера в соответствии с условиями договора. Иначе говоря, собственники помещений на основании заключенного договора с управляющей организацией передают ему совокупность правовых возможностей по реализации целого ряда своих правомочий.
Таким образом, управляющая организация, не обладая правом собственности на переданное в управление имущество, вправе и одновременно обязана совершать в отношении его действия, соответствующие условиям управления (т.е.
договора и утвержденного собственниками финансового плана). При этом все имущество, приобретенное за счет этих средств, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Данный тезис отчасти находит свое подтверждение в ч.9 ст.161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Существующий законодательный запрет на управление одного многоквартирного дома двумя и более управляющими организациями объясняется тем, что сособственники уже распорядились всем имущественным комплексом в целом, передав его по договору управления многоквартирным домом профессиональной организации, которая фактически и осуществляет без малого все правомочия собственника в отношении указанного имущества согласно договору управления. Если же собственники решат распорядиться этим имуществом иным способом, например путем передачи его другой управляющей организации в управление, они должны сначала расторгнуть ранее заключенное ими соответствующее соглашение.
При предоставлении управляющей организации широких полномочий на передаваемое в управление имущество становится очевидным необходимость его обособления от иного имущества собственников и имущества управляющей организации.
Это позволяет избежать смешения доходов от использования имущества, находящегося в управлении, и самого имущества с имуществом управляющего, а также возможных недоразумений и злоупотреблений со стороны управляющей организации.
В связи с этим имущество, переданное на основании договора управления многоквартирным домом, подлежит учету на отдельном балансе управляющей организации, а поступающие денежные средства (платежи, взносы и иные доходы) учитываются на отдельных банковских счетах.
Как отмечают М.И. Брагинский и В.В.
Витрянский, благодаря такому обособлению имущество, переданное в управление, приобретает специфический правовой режим, поскольку на его основе не создается юридическое лицо, а оно участвует в имущественном обороте непосредственно, что обеспечивается с помощью доверительного управляющего, осуществляющего управление этим имуществом [9]. По сути, только такой режим дает возможность управляющей организации замещать ТСЖ и специализированные потребительские кооперативы, учреждаемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
Важно отметить, что наличие обособленного имущества, выделяемого для участия в гражданском обороте, является характерной особенностью и объединяющим началом для всех разновидностей договоров доверительного управления имуществом.
Известно, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.1 ст.432 ГК РФ).
В ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч.1 ст.162).
Любопытно, что такая же форма установлена и для договора доверительного управления имуществом (ст.1017 ГК РФ).
Еще одним требованием, соблюдение которого необходимо для признания договора заключенным, является достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. Основные (существенные) условия, которые должны быть обсуждены и согласованы между собственниками и управляющей организацией, указаны в п.3 ст.162 ЖК РФ:
- — состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
- — перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- — порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
- — порядок проведения контроля над выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Обращает на себя внимание то, что перечисленные существенные условия договора управления многоквартирным домом относятся к двум элементам договора: к его предмету и цене.
Предмет договора управления многоквартирным домом, как и доверительного управления имуществом, является сложным, он состоит из двух объектов. Первым объектом согласно определению законодателя является имущество, переданное в управление.
Обязательное указание в договоре управления многоквартирным домом адреса дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и состава общего имущества в нем (п.1 ч.3 ст.162 ЖК РФ), позволяющего индивидуализировать объект управления, не вызывает никаких сомнений.
К тому же состав имущества, передаваемого в управление, признается существенным условием и в договоре доверительного управления имуществом (ст.1016 ГК РФ).
Вторым объектом в предмете договора управления многоквартирным домом является перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, с чем мы уже выражали свое несогласие. Как представляется, это все же действия по управлению многоквартирным домом.
В пользу такого мнения кроме уже рассмотренных аргументов, связанных с необходимостью предоставления управляющей организации более широких полномочий, говорит и то, что перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества обстоятельно определяется в подзаконных актах, следование которым продиктовано императивными нормами законодательства, а также требованиями благоприятности и безопасности условий проживания. Следовательно, такой перечень не может выступать в качестве существенного условия договора управления.
Исходя из сказанного и существа отношений, обязательным условием договора управления многоквартирным домом являются именно действия по управлению многоквартирным домом, тем более что согласно ст.161 ЖК управление многоквартирным домом включает среди прочих и деятельность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом же особой специфики объекта управления возникает необходимость согласования отдельных параметров такого управления, а именно условий о правомочиях управляющей организации по распоряжению общим имуществом.
Как представляется, собственникам помещений и управляющей организации непременно надлежит сделать это в рамках заключаемого договора управления.
Надо сказать, что подобный подход применяется в договорах доверительного управления недвижимым имуществом. Так, согласно нормам, регулирующим права доверительного управляющего (ст.1020 ГК РФ), осуществлять распоряжение недвижимостью управляющий вправе только в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
Следовательно, какие-либо действия доверительного управляющего, связанные с распоряжением доверенной ему недвижимостью, возможны, только если об этом прямо сказано в договоре.
Из этого можно сделать вывод, что в указанных договорах правомочия управляющего по распоряжению имуществом являются существенным условием Таким образом, в качестве существенного условия договора управления многоквартирным домом вместо «перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества.» (п.2 ч.3 ст.
162 ЖК РФ) следует указать следующее:». действия по управлению многоквартирным домом, с определением правомочий управляющей организации по распоряжению общим имуществом».
Как уже отмечалось, следующая группа обязательных условий договора управления многоквартирным домом относится к цене договора, а именно порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Нетрудно заметить, что в представленном перечне отсутствует условие о размере вознаграждения управляющей организации, — очевидно, это можно считать упущением законодателя, поскольку обязательность указания подобного условия вытекает прямо из легального определения договора управления многоквартирным домом, согласно которому он всегда является возмездным. В связи с этим в договоре управления домом стороны должны согласовать порядок определения (форму) и размер вознаграждения управляющей организации под страхом признания договора незаключенным, подобно тому, как закреплено в договоре доверительного управления имуществом.
Следовательно, правильнее было бы дополнить п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, изложив его в следующей редакции:
«3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
3) цена договора, включая размер вознаграждения управляющей организации, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги, а также порядок определения цены договора и порядок оплаты».
Другой отличительной от договоров возмездного оказания услуг и подряда, но в то же время приближающей к договорам доверительного управления имуществом (п.2 ст.
1016 ГК РФ) особенностью договора управления многоквартирным домом является длительность его срока действия: заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет (ч.5 ст.162 ЖК РФ).
Это обусловлено тем, что указанный тип обязательств, как уже отмечалось выше, не рассчитан на совершение управляющей организацией разовых сделок, а представляет собой длящееся правоотношение.
Кроме того, и в договоре управления многоквартирным домом, и в договоре доверительного управления имуществом одинаково решаются вопросы их пролонгации, а также отчетности управляющей организации (доверительного управляющего).
В конечном счете нельзя не сказать о таких ключевых признаках договора управления многоквартирным домом, как особая конструкция правоотношений сторон, обусловленная множественностью лиц на стороне собственников помещений, и наличие специфического объекта, имущественного комплекса, находящегося в их общей долевой собственности. Это, в свою очередь, вызывает дополнительное требование, предъявляемое к порядку заключения договора управления: условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4 ст.162 ЖК РФ).
Соответственно, причисление договора управления многоквартирным домом к разряду договоров подряда, оказания услуг, а также агентских договоров представляется недопустимым.
Утверждение же, что в случае комбинирования способов управления согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ (т.е.
ТСЖ заключает договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией) управляющая организация выступает как обыкновенный подрядчик, считаем ошибочным.
Следовательно, для устранения неопределенностей и пробелов в правовом регулировании отношений по управлению многоквартирным домом необходимо в ЖК РФ признать его разновидностью договора доверительного управления имуществом, предусмотрев в ЖК РФ возможность применения к правоотношениям из договора управления многоквартирным домом нормы гл.53 ГК РФ при условии, если иное не предусмотрено в Жилищном кодексе и не вытекает из существа таких отношений.
Источник: https://studwood.ru/1238644/pravo/zaklyuchenie_izmenenie_rastorzhenie_dogovora_upravleniya_mnogokvartirnym_domom
Порядок управления многоквартирным домом 2019 — заключение договора, прекращение деятельности
- Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлены основания для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиата.
- Согласно части 5 статьи 198 ЖК РФ определены случаи исключения сведений из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а именно, в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов деятельность, по управлению которыми, осуществляет лицензиат, сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по решению органа государственного жилищного надзора.
- Часть 2 статьи 200 ЖК РФ в таком случае предусматривает особый порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием в соответствии с частью 5 статьи 198 ЖК РФ.
- Согласно Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» разграничены случаи внесения изменений в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений из Реестра в связи с невыполнением требований лицензиата (часть 5 статьи 198 ЖК РФ).
- Таким образом, исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. Порядком прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором управления, а в случае отсутствия в договоре порядка нормами главы 26 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты указанной в договоре.
Обзор документа
Разъяснено, что исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом 2 раза и более, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом.
Порядок прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором. Если в нем не прописан порядок — нормами ГК РФ.
В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в нем. Следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты, обозначенной в договоре.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
О прекращении деятельности по управлению мкд (дурново д.в.)
Дата размещения статьи: 21.03.2016
Источник: https://most26.ru/dogovora/porjadok-upravlenija-mnogokvartirnym-domom-2019-zakljuchenie-dogovora-prekrashhenie-dejatelnosti.html
Статья: Прекращение договора управления многоквартирным домом (Пургина М.А.) ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 4)
— в связи с
прекращением обязательств в порядке,
предусмотренном гл. 26 ГК РФ . ———————————
Последний способ не
будет рассмотрен в рамках данной
статьи.Нормы о договоре управления
многоквартирным домом содержатся в ст. 162 ЖК
РФ.
По данному договору одна сторона
(управляющая организация) по заданию другой
стороны (собственников помещений в
многоквартирном доме, органов управления
ТСЖ либо органов управления жилищного или
иного специализированного
потребительского кооператива) в течение
согласованного срока за плату обязуется
оказывать услуги и выполнять работы по
надлежащему содержанию и ремонту общего
имущества в таком доме, предоставлять
коммунальные услуги собственникам
помещений в таком доме и пользующимся
помещениями в этом доме лицам, осуществлять
иную направленную на достижение целей
управления многоквартирным домом
деятельность (п. 2 ст. 162 ЖК РФ). Таким образом,
говоря о расторжении договора управления,
необходимо будет рассмотреть как минимум
две ситуации — расторжение договора
управления, заключенного между
собственниками помещений многоквартирного
дома и управляющей компанией, и расторжение
договора управления, заключенного между
ТСЖ и управляющей компанией.Инициатор
прекращения договора
Любой договор может
быть расторгнут стороной по такому
договору.
То есть, отвечая на вопрос, кто
может расторгнуть договор управления,
следует говорить, во-первых, о
собственниках жилых помещений в
многоквартирном доме, во-вторых, о ТСЖ ,
в-третьих, об управляющей организации.
Понятно, что ТСЖ и управляющая организация
при заключении, а значит, и при расторжении
договора действуют в лице своих органов. ———————————
Договоримся, что
все сказанное о ТСЖ в полной мере может быть
распространено на поименованные в законе
жилищные кооперативы и иные
специализированные потребительские
кооперативы.
Что касается собственников
помещений, то на этот счет Жилищный кодекс
содержит правило, согласно которому
договор управления заключается по решению
общего собрания собственников и
подписывается с каждым из них. Подобное
правило о порядке расторжения договора
предусмотрено в п. 8.2 ст.
162 ЖК РФ при
существенном нарушении договора со стороны
управляющей организации. Между тем логично
предположить, что при наличии любого из
оснований к расторжению договора
необходимо проведение общего собрания
собственников помещений в доме. Это
подтверждается и судебной практикой,
которая будет рассмотрена ниже.
Таким
образом, важно помнить, что стороной по
договору управления многоквартирным домом
являются собственники помещений (что
обуславливает необходимость подписания
договора с каждым из них), которые согласуют
свою волю путем участия в общем
собрании.Общие основания прекращения
договораВ части причин изменения и
расторжения договора управления п. 8 ст.
162
ЖК РФ содержит отсылку к нормам
гражданского законодательства. В ст. ст. 450 и
451 ГК РФ сказано, что договор изменяется и
расторгается: 1. По соглашению сторон,
если иное не предусмотрено ГК РФ, другими
законами или договором. 2.
По требованию
одной из сторон по решению суда только: —
при существенном нарушении договора другой
стороной; — в иных случаях,
предусмотренных ГК РФ, другими законами или
договором. 3. При существенном изменении
обстоятельств, из которых стороны исходили
при заключении договора, если иное не
предусмотрено договором или не вытекает из
его существа. Рассмотрим каждое из
указанных оснований.Мирный способ: отказ
от пролонгации
Как правило, договор
управления содержит условия о возможности
его досрочного расторжения по инициативе
одной из сторон при обязательном
направлении письменного заявления в
установленный срок и о возможности
расторжения договора по взаимному
соглашению сторон. ———————————
Постановление ФАС ВВО от 06.08.2007 N
А79-3516/2006.Здесь же следует обратиться к п. 6
ст.
162 ЖК РФ, в соответствии с которым при
отсутствии заявления одной из сторон о
прекращении договора управления
многоквартирным домом по окончании срока
его действия такой договор считается
продленным на тот же срок и на тех же
условиях, какие были предусмотрены этим
договором. Договор управления
многоквартирным домом срочный —
максимальный срок для него установлен в
пять лет, а минимальный — один год (п. 5 ст. 162
ЖК РФ).
Источник: https://www.lawmix.ru/bux/29916