06.10.2019
Самовольно занимать чужой участок земли незаконно. Любые нарушения земельного законодательства ведут к ответственности, которая будет выражена различными наказаниями, в зависимости от обстоятельств. Законный владелец земельного надела имеет право на компенсацию, а также на защиту своих интересов с помощью суда.
Самовольный захват: определение в законодательстве
- нарушены границы;
- любые постройки или объекты, которые не зарегистрированы и не оформлены специальными документами;
- использование по не назначению, то есть нет разрешений;
- любые действия, мешающие собственнику использовать участок.
Согласно правам на частную собственность владение или использование возможно только при выполнении законодательных норм, в виде наличия всех необходимых документов.
Самовольный вариант занятия выражается в нарушении земельного законодательства и прав других лиц.
Признаки правонарушения
Есть несколько признаков правонарушения, которые свидетельствуют о необходимости применения различных мер.
Список признаков:
- нет требуемой документации, а также разрешения. Для полноценного владения необходимо иметь ряд правоустанавливающих документов. Сюда входят договора, свидетельства о наследстве или судебные постановления. Если документов, подтверждающих полномочия нет, то фиксируется нарушение;
- срок действия документа правоустанавливающего типа закончился. Чаще всего такой вариант наступает при аренде и ее несвоевременном продлении;
- использование нецелевого типа. Фактически земельный надел не может быть использован в сферах, которые не предусмотрены для него. Для любого участка вносятся данные в реестр кадастрового типа, где прописываются все варианты эксплуатации и назначение. Если осуществляется деятельность, которая не установлена в документации, то такой тип действий влечет к ответственности;
- изменение границ надела в виде расширения. Любое изменение в площади должно сопровождаться его регистрацией. Чаще всего нарушение происходит при самовольном варианте расширения;
Межевание земельного участка
- незаконная, то есть незарегистрированная деятельность. Примером может служить предпринимательство.
Ответственность
По законодательству Российской Федерации граждане пользуются землей на основе нескольких вариантов предоставления:
- собственность;
- наследство;
- аренда.
Если лицо не имеет прав на надел, но использует его, то в таком случае наступает ответственность, зависящая от различных факторов. Самозахват приносит владельцу земли, в частности государству или частнику, ущерб. Особенного внимания достойны земли, которые относятся к охраняемым или сельскохозяйственным. В таком случае ущерб значительно выше, что приводит к увеличению штрафа.
Читать так же: Налог на домашних животных в России в 2019-2020 году
Гражданско-правовые последствия самозахвата земли
- проведение сделок любого типа с участком, то есть нельзя его продать, отдать во временное пользование или передать по наследству. Это связано с тем, что отсутствие прав не дает возможности распоряжаться землей;
- освобождение территории должно производиться по первому требованию законного владельца. При этом, должны быть уничтожены все следы деятельности, которая не была разрешена собственником. Примером служит снос дома или построек, которые были возведены. Если снос не может быть добровольным, то привлекаются органы власти;
- доход, полученный с надела, должен быть передан владельцу в виде компенсации полностью. Этот момент фиксируется как незаконное обогащение, поэтому средства передаются собственнику. Для этого последний должен обратиться в гражданский суд и подать соответствующий иск.
Административная ответственность за самозахват
Чаще используется административный вариант ответственности. Он выражен в виде штрафных санкций, которые могут различаться для разных лиц. Также штраф отличается при наличии регистрации в виде кадастрового учета и его отсутствия. В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ если надел зарегистрирован и имеет кадастровую стоимость, то штраф рассчитывается в процентном от нее соотношении:
- для физлица 1-1.5% с минимальной суммой в 5 тысяч рублей;
- для должностного лица — 1.5-2% с минимумом в 20000 рублей;
- юридическое лицо — 2-3%. Минимальный штраф равен 100 тысяч рублей.
Если участок не стоит на учете, и его стоимость не определена, то штраф установлен в таком виде:
- физлица — 5000-10000 рублей;
- должностные лица — 20000-50000 рублей;
- организации — 100000-200000 рублей.
При частичном занятии участка расчет штрафа будет произведен по соотношению всей площади к занятой.
Самовольное занятие участка земли
Административная ответственность и сам механизм фиксации нарушения выглядят следующим образом:
- госорган или собственник обнаружили факт нарушения;
- дается определенный срок для нарушителя, который должен быть использован для устранения следов деятельности на участке;
- если после истечения срока все условия не выполнены, то накладывается штраф в полном размере.
В ряде случаев порядок действий может быть индивидуальным, но при стандартной ситуации государственный орган следует основным правилам.
Административные меры наказания могут применяться в совокупности с гражданской ответственностью. Например, после оплаты штрафа необходимо выплатить компенсацию собственнику в размере, который был установлен судом.
Статья 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»
Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком
Читать так же: Закон о выборах
Есть два варианта наиболее частых случаев, когда самозахват приводит к уголовному сроку:
- мошеннические действия. Примером будет служить аренда или продажа надела без права на эти действия или финансовые махинации, когда в качестве залога предоставляют недвижимость;
- незарегистрированная предпринимательская деятельность на участке, который не является собственностью, может привести к 5 годам лишения свободы.
Наказание для мошенников зависит от большого количества факторов, но по при единоличной афере срок варьируется до 2 лет, а при групповой до 6 лет. Стоит учесть, что использование служебного положения считается отягчающим обстоятельством, которое также влияет на строгость наказания.
Что делать при захвате земли
Собственник при получении информации о незаконном использовании его земельного надела или его части предварительно должен попытаться мирно урегулировать возникший конфликт. Это связано с тем, что ряд участков не имеют четких границ. Нарушитель может не знать о том, что наносит ущерб другому лицу.
Как разрешить конфликт, если есть границы межевания
Если мирного решения достичь не удается, то есть установленный порядок действий:
- подготовка официальной претензии с указанием нарушения и границ собственности;
- фиксация нарушения. Это может сделать Росприроднадзор или Росреестр в зависимости от ситуации;
- подготовка заявления и обращение в суд со всеми необходимыми документами;
- после решения суда получают исполнительный лист, который передается судебным приставам.
Границы участков должны быть определены до момента судебного заседания, так как в противоположном случае доказательство нарушения прав будет более сложным. Также при невозможности устранить нарушителя с участка судебное решение может быть в форме выкупа земли по рыночной стоимости для конкретного региона.
Возмещение вреда за самовольное занятие
- убытки прямого характера;
- упущенную прибыль;
- компенсацию морального вреда.
Если добровольно нарушитель не возмещает нанесенный ущерб, который установлен судебной инстанцией, то его дело подлежит принудительным способам взыскания через систему судебных приставов.
Принудительное изъятие
Добровольный вариант освобождения предпочтителен, так как землю все равно изымут. Принудительные варианты включают в себя привлечение сотрудников Росреестра и ФССП, которые с помощью законных мер заставят нарушителя оплатить ущерб и освободить незаконно занятую территорию.
Можно ли узаконить самозахват
Возможность оформления не влияет на наказание, то есть штраф все равно придется выплатить. Предварительно для того, чтобы узаконить, потребуется узнать, кто является собственником. Это может быть физическое или юридическое лицо, а также местная администрация. В ряде случаев охраняемые земли принадлежат Лесному фонду и другим организациям.
Узаконивание осуществляется в следующем порядке:
- получают выписку из ЕГРН, в которой указан собственник;
- соглашение о перераспределении земли, если это возможно;
- при согласии соседей расширение границ;
- если участок принадлежит государству, муниципалитету, то можно подать заявление о предоставлении участка бесхозного типа.
Как узаконить «лишние метры»
В последнем случае заключается долгосрочный вариант аренды, после окончания которого можно попытаться перевести землю в собственность. Но для этого требуется соответствовать правилам статьи 234 ГК РФ, которая устанавливает полноценное использование арендованной территории на протяжении минимум 15 лет.
Читать так же: Возврат налога за лечение
Все остальные варианты самозахвата будут пресекаться и подлежат наказанию в виде различных форм ответственности.
Самозахват территории по законодательным нормам может иметь несколько типов ответственности, в том числе уголовную. Административные меры включают в себя штрафы, которые будут зависеть от обстоятельств и категории нарушителя.
Штрафные санкции имеют разные размеры при наличии территории на учете или ее отсутствии там. Собственник недвижимости при нарушении его прав имеет возможность получить компенсацию, которая устанавливается после обращения в суд.
Статья 234 Гражданского кодекса РФ «Приобретательная давность»
Источник: https://zakonoved.su/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka.html
Что такое самовольное занятие земельного участка
Что это такое
Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:
- выделение земельных участков во временное арендное пользование;
- приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
- получение земли по наследству;
- выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
- иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.
В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.
Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:
- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
- размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.
Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.
Способы защиты от самозахвата земли
- самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
- направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
- обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
- направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.
Скачать образец жалобы о самозахвате земли
Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.
Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.
Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана.
Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда.
Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.
Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.
Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия.
Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд.
Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:
- предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
- направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
- предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.
Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю.
Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности.
После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.
Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).
Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.
Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.
1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов.
Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.
Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов.
Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:
- для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
- для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).
Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме.
Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей.
Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.
Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.
Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.
Источник: https://law03.ru/land/article/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka
Самовольное занятие земельного участка 2019 — судебная практика, Земельный кодекс, ответственность, что это
- Вопрос :
- Что понимается под самовольным занятием земельного участка?
- Ответ :
Самовольное занятие земель — пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
- Следовательно, при самовольном занятии земельного участка речь прежде всего идет о нарушении прав собственника земельного участка (иного управомоченного им лица), что влечет необходимость восстановления нарушенного права на земельный участок (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
- Самовольное занятие земельного участка может быть выражено в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем зданий, строений и сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц; по посеву (посадке) сельскохозяйственных и иных растений на земельном участке; в ряде иных действий.
- Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
- Согласно пункту 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
- Кроме того, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ).
- Следует помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Также необходимо отметить, что самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной положениями статьи 7.1 КоАП РФ.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Дата публикации: 05.05.2015
Статья просмотрена: 2502 раза
Библиографическое описание:
Главным условием пресечения земельных правонарушений является юридическая ответственность.
Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, можно выделить Земельный Кодекс Российской Федерации [1] (далее — ЗК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП), Уголовный кодекс Российской Федерации [3] т.д.
Нормы материального права закрепляют различные составы земельных правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, процессуальные в свою очередь определяют порядок привлечения к соответствующему виду ответственности.
В юридической литературе обращается внимание низкую эффективность ответственности за правонарушения. Одна из причин наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере. В данной работе проанализирована эффективность административной ответственности, предусмотренной за самовольное занятие земельного участка.
Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его пользовании, то есть его использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Источник: https://profi-nk.ru/drugoe/samovolnoe-zanjatie-zemelnogo-uchastka-2019-sudebnaja-praktika-zemelnyj-kodeks-otvetstvennost-chto-jeto.html
Что такое самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка—это незаконный захват территории, принадлежащей другому владельцу. Захват чужого земельного надела без каких-либо веских, а главное законных оснований преследуется законом.
Определение понятия «самозахват»
Владеть землей могут гражданские и юридические лица, при чем владение может быть, как временным, так и постоянным, и происходить на безвозмездной или платной основе.
Законом предусмотрено несколько законных прав на владение землей:
- Аренда территорий;
- Покупка территории по договору купли-продажи;
- Приобретение земли по наследству;
- Выкуп территории у властей или муниципалитета на аукционе;
Есть также и другие основания, дающие право на владение землей. Описаны они в ЗК РФ и Гражданском Кодексе РФ.
Каждое перечисленное законное основание владение землей, даже несмотря на то временный владелец территории либо же постоянный, дает ему право защищать свои права от нежелательных и противозаконных действий третьих лиц. И защита от самовольного захвата территории также входит в это право.
Как гласит Земельный Кодекс и Гражданский Кодекс РФ, самовольный захват земли имеет место быть в таких ситуациях:
- Правообладатель территории действует против закона. Это может быть незаконное расширение территории земельного надела (примеры—перенос ограждений на смежную территорию без законных оснований);
- Постройка здания, часть которого выходит на чужой земельный надел либо осознанное строительство на его территории;
- Размещение личного имущества на территории чужого земельного надела без согласия его собственника;
- Ведение деятельности на территории чужого земельного надела, без наличия соответствующих документов, дающих на это право;
- Ведение коммерческой деятельности на земле без предварительно оформленного документа, дающего право заниматься предпринимательством;
ВАЖНО !!! Законные правообладатели территорий, на которых был выявлен самовольный захват, имеют право выдвигать нарушителям требования устранить законные нарушения. Если же просьба не удовлетворяется, то законные владельцы земли обладают полным правом воспользоваться защитой своих личных прав.
Как защищаться от самозахвата территорий
Законный владелец земельного надела имеет исключительное право по защите, а также восстановлению своих законных прав, которые были нарушены. Это относится и к самовольному захвату его территории.
Существует несколько вариантов защиты которая может осуществляться при желании владельца:
- Самостоятельная защита своих прав. К примеру, владелец участка имеет полное право перенести незаконно установленные ограждения иным лицом со своего участка.
- Обращение к нарушителю в письменное форме, с требованием прекратить незаконные действия на территории правообладателя.
- Обращение в службу Государственного земельного надзора с письменной претензией, в которой выдвигается требование посетить земельный надел с проверкой и установить легальность произведенных действий. Если выявляются незаконные действия, нарушитель привлекается к административной ответственности.
- Обращение в суд с соответствующим иском, в котором владелец земли требует привлечь нарушителя к ответу за его незаконные действия.
Перечисленные способы защиты от нарушения личных прав, действуют как на гражданских лиц, так и на юридических, а также на публичные организации.
Для того чтобы иметь возможность предъявить претензию, необходимо иметь на руках документы, устанавливающие право владеть территорией.
ВАЖНО !!! Стоит знать, что на территории Российской Федерации нет бесхозных земель, и даже если на территории нет никаких построек это не значит, что можно производить их самовольный захват. Любой земельный надел в России принадлежит государству и незаконное использование земли преследуется законом.
Но как же узнать, что права владельца земли были нарушены? В первую очередь, необходимо знать данные, изложенные в межевом плане. Как правило, именно этим документы с 2013 года определяются точные границы земли.
Если же владелец земли получил ее до наступления 2013 года, и на руках у него нет межевого плана, то для определения своих границ ему придется привлечь кадастрового инженера, который и составит нужный документ.
Именно межевой план способен выявить захват чужой территории, так как при его составлении определяются не только границы, но и факт согласования владельцев смежных территорий.
Самовольный захват земли имеет место быть если отсутствует письменное или устное согласие владельца земли, дающее право иному лицу распоряжаться его землей или устанавливать на ней постройки.
ВНИМАНИЕ !!! В том случае, если соседи между собой оговорили пользование своих смежных участков, то ответственность за захват земли может не наступить даже в судебном порядке.
К примеру, если сосед целых 10 лет, по устному согласию с другим своим соседом, использовал его огород, то при заведении судебного дела он будет обязан просто прекратить использование чужой земли, но никакой ответственности или наказаний за это он не понесет.
Какая ответственность предусмотрена
Захват чужой территории, согласно действующему законодательству влечет следующее:
- Получение письменного либо устного требования освободить земельный надел другого владельца;
- Получение претензии, в которой выдвинуто требование возместить убытки от упущенной выгоды владельца, в то время, пока его земля находилась в эксплуатации у нарушителя;
- Получение повестки в суд. В ходе судебных разбирательств нарушитель в принудительном порядке должен освободить землю, а также с него будут взысканы средства на устранение произведённых им нарушений. К примеру, могут взиматься деньги на снос незаконно построенного забора.
Для того чтобы суд занялся рассмотрением дела о самовольном захвате территории, необходимо подтвердить свое законное право на земельный надел.
В том случае, если истец не может предоставить суду правоустанавливающие документы на землю, так как у него их нет (такое может случиться, если земля была получена по правилам, действующим еще в СССР, а архивы об распределении земель не были сохранены), то ему необходимо будет написать заявление с просьбой признать его права на собственность.
ВАЖНО !!! После того, как суд установит законные права на владение землей, истец должен обратиться в Росреестр для регистрации своей собственность по всем необходимым правилам.
После того, как владелец земли с уже имеющимися правоустанавливающими документами на землю, придет в суд для защиты своих прав от самовольного захвата территории иным лицом, нарушитель будет призван к административной и гражданской ответственности.
КоАП РФ, а именно его статья 7.1, устанавливает правила, по которым нарушитель будет привлечен к административной ответственности.
При чем под санкции попадают не только лица, которые осознано произвели самовольный захват чужой территории, но и те, кто сделал это неосознанно.
К примеру, арендатор земли, который вовремя не продлил договор аренды с владельцем также может быть подвергнут санкциям.
Конкретные наказания за самозахват чужой территории
Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ.
Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте.
Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.
Так, по состоянию на 2019 год, сумма штрафа равна:
- Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
- Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.
Помимо штрафа нарушитель обязан будет вернуть захваченную землю в ее первоначальный вид. Такое правило действует в тех случаях, если на земле наглядно присутствуют какие-либо изменения. По решению суда виновник обязан устранить все строения, возведенные на чужой земле либо же пострадавшему лицу, будут переданы построенные объекты в виде компенсации.
Также в отдельных случаях нарушитель может привлекаться и к уголовной ответственности.
Такое может произойти если:
- самозахват напрямую связан с другим правонарушением;
- самозахват произошел в результате обмана или действий мошеннического вида;
- были не соблюдены правила, по которым нужно распоряжаться недвижимостью;
Как показывает судебная практика, дела, касающиеся самовольного захвата территории практически во всех случаях, решаются в пользу пострадавшей стороны. Кроме того, нарушитель привлекается не только к гражданской, административной, а даже иногда и к уголовной ответственности, но и при необходимости он по требованию пострадавшего обязан выплатить компенсацию.
Возможна ли законная регистрация самозахваченных земель
Судебная практика показывает, что в некоторых ситуациях, самозахваченные территории могут быть узаконены, тем не менее, нарушитель все равно не освобождается от административной ответственности, и обязан заплатить штраф.
Прежде чем захватить, на первый взгляд никем незанятую территорию, нужно узнать кому она принадлежит (очень часто земли находятся в распоряжении лесного фонда).
Для получения бесхозной земли в личную собственность необходимо обратиться с соответствующим заявлением к властям, которые, если пойдут на встречу, поставят землю на учет в муниципалитет и уже после сдадут ее в аренду.
Источник: https://jurists-online.ru/pravo/zemelnoe-pravo/zemelnye-voprosy/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka
Обзор судебной практики по делам, связанным с государственным земельным надзором
Государственный земельный надзор – одна из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами, благодаря которой обеспечивается соблюдение требований законодательства, рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
С одной стороны, он служит средством выявления нарушений законодательства, с другой — является механизмом, понуждающим землепользователя устранить допущенное правонарушение. В связи с этим земельный надзор необходимо осуществлять непрерывно, добиваясь неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства участниками общественных отношений в указанной сфере.
Значительное увеличение судебных споров, связанных с обжалованием в судебном порядке действий по привлечению к административной ответственности, вполне закономерно обосновано изменениями в законодательстве, которыми существенно увеличен размер штрафов за нарушения земельного законодательства.
Основными причинами обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управления) по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2016 года являлось отсутствие, по мнению заявителей, события административного правонарушения, его состава, в том числе, отсутствие или недоказанность вины.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства по-прежнему является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно самовольное занятие земельных участков.
В ряде случаев судами отменены постановления о привлечении к административной ответственности по усмотрению признаков малозначительности.
В качестве обоснования наличия признаков малозначительности судами приведены, в том числе, следующие аргументы: административное правонарушение не представляет особой общественной опасности; оно не нанесло значительного ущерба охраняемым обществом отношениям; привлекаемым к ответственности лицом к моменту рассмотрения жалобы устранены допущенные нарушения земельного законодательства.
Пример:
Физическое лицо «Л» обратилось в районный суд с заявлением об отмене постановления Управления о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В обоснование своих требований заявитель просил отменить постановление о назначении наказания и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Суд, установив факт использования «Л» спорного земельного участка при отсутствии предусмотренных законодательством РФ прав, заявленные требования удовлетворил по следующим основаниям.
При этом, суд пришел к выводу, что, хотя в действиях «Л» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.
1 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и отсутствия негативных последствий, при установленных судом обстоятельствах действия «Л» не представляют собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Также судом отмечено, что в данном случае возбуждением дела об административном нарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.
1 КоАП РФ, в настоящее время «Л» приняты меры к оформлению земельного участка в собственность; при таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в указанном размере имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения, обстоятельствам дела, степени вины нарушителя.
При этом, суд сослался, в том числе, на положения пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрено, что, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление, по мнению суда, подлежало отмене, а производство по делу – прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.
То есть, при назначении административного наказания физическому лицу судом, наряду с иными фактическими обстоятельствами, учитываются, характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Одной из проблем правоприменительной практики в земельно-имущественной сфере стал, в том числе, затянувшийся процесс переоформления юридическими лицами ранее возникшего у них права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности.
Срок такого переоформления, неоднократно переносился (в силу объективных обстоятельств, затруднявших такое переоформление), но после 1 июля 2012 г. продление прекратилось.
Для юридических лиц, нарушающих порядок и условия переоформления, введена административная ответственность в виде штрафа (ст. 7.34 КоАП РФ).
Пример:
В Арбитражный суд обратилось общество «Р» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.
Судом установлено, что по итогам проведенной прокуратурой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования обществу «Р», выявлено, что обязанность, установленная п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.
2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-Ф3), по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или право собственности обществом не исполнена, соответствующие документы не представлены.
В отношении общества «Р» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.34 КоАП РФ, материалы направлены в Управление.
Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество «Р» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из соответствия оспариваемого постановления действующему законодательству. В обоснование постановленного решения суд указал следующее.
Источник: http://mihadm.com/officially/vazhno/page2280
Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?
Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.
Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).
В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.
1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»?
Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса — «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.
Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.
Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».
Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).
- С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.
- Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:
- — расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
- — постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
- — использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.
Это интересно! До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.
После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).
2. Размер штрафов и иные санкции за самовольное занятие земельного участка
Смма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.
Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:
- для граждан — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.
Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:
- для граждан — от 5 до 10 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.
В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.
Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.
Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).
3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?
В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.
Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:
- оплатить назначенный штраф;
Важно!Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу.
Подробнее…
Например, для оформления необходимых документов нужно обратиться в муниципалитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Освободить захваченный земельный участок можно, например, путем перемещения незаконно установленного забора или складированных стройматериалов, сноса самовольных построек, отказа от огорода и пр.
Важно! Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.
В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.
Важно! Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).
Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.
Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:
- отсутствия события (состава) административного правонарушения;
- непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;
Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).
Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.
- В результате обжалования судом может быть принято решение:
- · об отмене постановления административного органа;
- · о снижении размера штраф за правонарушение.
Остались вопросы? Задайте их нам, заполнив форму обратной связи на сайте!
Вам также может быть интересно:
«Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?» «Как оформить земельный участок под объектом недвижимости?»
Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-7-1-koap-rf-chto-delat/