Каждый хотел бы иметь в собственности земельный участок больших размеров. А кто-то уже самостоятельно пользуется частью участка соседа, но не узаконил совершенную прирезку.
Учитывая, что самовольный захват земли влечет наложение штрафных санкций, изменение величины участка за счет смежного стоит узаконить в установленном порядке.

Перераспределение земельных участков: что это?
Перераспределение земельных участков – метод создания территорий, изменяющий их границы, разрешенный российским законодательством.
Создание новых территорий производится за счет присоединения части соседнего участка либо выделения нескольких наделов.
Целями передела (ст. 39.28 ЗК РФ) являются:
- приведение границ земли в соответствие согласно межевому плану;
- формирование земель для постройки объектов капитального строительства;
- невозможность пользования землей согласно назначению (неудобный подход, вклинивание соседского участка, отсутствует доступ к коммуникациям);
- увеличение размера территории для использования в личных целях (ИЖС, садовничества, ведения хозяйства) допускается в разрешенных пределах.
Что происходит при перераспределении земельных участков
- При переделе проводятся кадастровые работы.
- Специалиста следует выбирать из перечня, представленного на сайте регистрирующего органа, или нужно обратиться за оказанием услуг в геодезической компанию, обладающую лицензией на проведение таких работ.
- При переделе уточняются координаты и местоположение каждого участка, определяются новые границы и прекращается регистрация ранее сформированных земель.
- Для передела земель и их оформления с установленными новыми границами следует:
- Договориться с соседями (собственниками либо арендаторами) граничащих участков.
- Обратиться в муниципалитет с заявлением о переделе земель.
- Получить согласие на передел.
- Представить администрации договор об оказании услуг на межевые и кадастровые работы.
- Получить межевой план.
- Утвердить новые установленные границы земли (читайте: как происходит установление границ земельного участка).
- Землю с изменившимися координатами поставить на учет в единый государственный кадастровый реестр и получить кадастровый паспорт.
Требования к перераспределяемым земельным участкам (смежность, отсутствие арестов, кадастровый учет, одна категория и назначение земель)
В целях получения согласования на передел подлежащие распределению территории:
- должны располагаться в рамках границ муниципального образования и находиться в его ведении;
- должны быть оформлены в порядке, установленном Законом 218-ФЗ;
- информация о землях должна быть в ЕГРН;
- ЗУ должны являться смежными между собой с общей границей;
- оформлены с установлением категории земель и иметь один вид пользования;
- участки должны быть свободными от прав и притязаний иных лиц, не находиться под залогом, не иметь ограничения в использовании по назначению;
- должны относиться к одной и той же категории земель (узнайте, как перевести землю из одной категории в другую);
- необходимо получить согласие собственников соседних участков (арендаторов).
Согласование не требуется в случае вынесения судебного решения, а также в случае их принадлежности муниципалитету либо органу государственной власти.
Перераспределение земель
Земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, при перераспределении требуют надлежащего оформления.
Процедура оформления. Соглашение между собственниками (образец)
Передел смежных территорий, принадлежащих физическим лицам и предприятиям, происходит в несколько этапов (ст. 39.29 ЗК РФ):
- обращение владельцев в исполнительный орган, к компетенции которого относится согласование о переделе с заявлением (с указанием сведений о собственниках, участках);
- рассмотрение заявления уполномоченным муниципальным органом;
- вынесение решения (постановления) о согласии или отказе в переделе (согласие осуществляется одновременно с утверждением схемы нахождения перераспределяемых земель).
Соглашение о переделе, составляемое в простой письменной форме, должно содержать:
- информацию о владельцах (с указанием всех необходимых реквизитов);
- информацию о землях (категория, назначение, размер участка, кадастровый номер);
- способ формирования новой территории.
Перераспределение земель, находящихся в муниципальной собственности
Если спорные земли находятся в муниципальной собственности, их перераспределение отличается некоторыми нюансами.
Перечень документов для муниципального органа
Для передела земель необходимо представить:
- соглашение о переделе участков (с указанием сведений о собственниках, реквизитов сторон, регистрационных данных, с подробным описанием территорий);
- заявление одного из участников соглашения;
- копия паспорта заявителя (представителя по доверенности);
- межевой план;
- протокол согласования передела земли;
- постановление о переделе;
- кадастровые сведения;
- правоустанавливающие документы.
Если участки находятся во владении одного и того же муниципалитета, передел будет осуществлен на основании его решения.
Срок рассмотрения
Заявление о перераспределении рассматривается муниципальным органом в течение 30 дней в соответствии с частью 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
При этом установленный срок рассмотрения заявления может быть увеличен до 45 календарных дней при отсутствии согласования схемы расположения земли с органом исполнительной власти.
В случае неисполнения требований ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, отсутствия каких-либо документов, перечень которых предусмотрен названной нормой, муниципальный орган вправе отказать в принятии заявления в срок не позднее 10 дней со дня поступления заявления.
Договор
При изменении границ муниципальных земель соглашение утверждается постановлением главы администрации муниципального района. Форма такого соглашения устанавливается для каждого района отдельно в пределах компетенции муниципального образования.
В договоре указывается информация:
- о владельцах (с перечислением реквизитов);
- о землях (с указанием места нахождения и присвоенного кадастрового номера);
- о достижении соглашения между владельцами по способу и виду передела;
- о цели передела;
- о новых землях;
- о способе и порядке оплаты работ специалиста по межеванию.
Перераспределение земель разных форм собственности
Если собственниками выступают граждане, то любой из них вправе предложить провести работы по переносу границ, выбрать специалиста или специализированную организацию. При возникновении спора спорные моменты подлежат разрешению судом.
- Если земли являются собственностью муниципалитета, то орган местного самоуправления самостоятельно решает перераспределить земли, разрабатывает проекты документов, сообщает информацию в Росреестр, подает заявление о регистрации новых территорий.
- В том случае, если перераспределяются земли, находящиеся в пределах разных муниципальных образований, то такое перераспределение производится по согласованию между ними.
- Соглашение должно содержать:
- информацию о правах на новые сформированные земли;
- устанавливаемые обязательства каждого участника по финансовому и организационному обеспечению формирования участков;
- распределение издержек на оплату услуг по проведению кадастровых работ.
Правила перераспределения
Передел происходит в соответствии с требованиями и условиями земельного законодательства (ст. 11.2, 11.9 ЗК РФ).
- В том случае, если переделываются искусственно созданные или многоконтурные участки, применению подлежат специальные нормы.
- Границы участка устанавливаются по координатам характерных точек на местности.
- Новые участки должны соответствовать требованиям статьи 11.9 ЗК РФ:
- не пересекать границы зон территорий, муниципальных образований и населенных пунктов;
- не превышать размеров объектов недвижимости, передаваемых в собственность гражданам устанавливаемых муниципальными регламентами градостроительства;
- не ущемлять прав владельцев смежных соседних участков (подробнее о том, что делать, если сосед захватил часть земельного участка);
- не допускать нарушений границ и нахождения нового сформированного участка;
- новые сформированные участки не должны мешать их рациональному использованию по назначению.
Отказ в перераспределении земельного участка (ст. 39.27 ЗК РФ)
ЗК РФ установлен исчерпывающий список оснований для отказа:
- перераспределяемые земли являются предметом аукциона, или их передел уже предварительно согласован (в отношении муниципальных территорий);
- отсутствует согласие лица, которому предоставляются земли;
- отсутствует информация об уточнении границ в соответствии с Законом N 214-ФЗ;
- нет документов об утверждении схемы земельного участка.
Пример из судебной практики
- Решив увеличить собственный земельный участок для постройки жилого дома, его владельцы обратились в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства с заявлением об утверждении схемы расположения земельной территории и заключении соглашения о перераспределении.
- Поскольку участок располагается на территории садоводческого товарищества, уполномоченный орган отказал в заявлении по причине отсутствия плана межевания.
- Посчитав отказ незаконным, собственники, владеющие землей по 1/2 доли на праве общей собственности, подали в суд исковое заявление, в котором просили решение Департамента отменить, возложить на него обязательство по заключению соглашения и утверждению схемы расположения земельной территории.
- Хостинский районный суд заявленные требования посчитал необоснованными и отказал в их удовлетворении.
- Результатом оспаривания вынесенного судом первой инстанции решения в вышестоящих инстанциях стала оставление решения без изменения, удовлетворение жалобы без удовлетворения.
Верховный суд РФ отменил судебные акты в связи с нарушением ими норм материального права. При принятии решения суды не учли положения специальных норм, регулируемых главой V.4 Земельного кодекса РФ.
Передел территории, находящейся в собственности у муниципалитета, возможен при отсутствии проекта межевания.
Кроме того, при рассмотрении дела судами не давалась оценка оспариваемому отказу.
Вопрос о применении уполномоченным органом специальных норм при отказе в заявлении судами не выяснялся.
Определением ВС РФ судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в новом составе.
Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/pereraspredelenie-uchastkov
Земельный юрист Татьяна Скворцова
- Перераспределение земельного участка c государственными землями и причины отказа в перераспределении
Перераспределение земельного участка, проще говоря, возможность без торгов «прирезать» к своему участку небольшой пустующий кусочек земли – это исключение из общего правила о том, что земля предоставляется на торгах.
- Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.
Кто может настаивать на перераспределении участка
Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.
Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.
- для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
- для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Процедура перераспределения:
Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:
1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок).
К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения.
Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.
2) В течение 30 дней администрация должна:
- — утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
- — выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
- — отказать в перераспределении при наличии оснований.
3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)
- 4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.
- 5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.
- 6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.
Сколько стоит перераспределение? Бывает ли перераспределение бесплатным?
В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.
В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости.
Например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности (таких большинство) стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п).
10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% — для всех остальных. При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка.
В других регионах эта стоимость определяется иначе.
Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.
Как определить кадастровую стоимость кусочка земли, присоединяемого в порядке перераспределения?
Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.
Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.
В перераспределении должны отказать, если:
1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок;2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость;3.
Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании;5.
Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров;6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.
Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.
Что если два соседа претендуют на перераспределение?
Если «ничейный» кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество.
Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно. Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.
Пример:
Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст. 39.
29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе).
Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29.
говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании.
При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.
Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде.
Перераспределение для организаций на основании проекта межевания
Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю «по дешевке» в порядке перераспределения.
Но Верховный Суд прекратил эту практику (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017).
Суд указал, что не может быть присоединен в порядке перераспределения кусок земли, если из него можно образовать самостоятельный участок.
Таким образом, присоединение более-менее крупных участков в результате перераспределения обычно невозможно даже на основании проектов межевания..
Материал подготовила Татьяна Скворцова
Источник: https://www.cab74.ru/articles/1482/
Перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Главная » Земля » Перераспределение земельного участка с землями муниципальной собственности
Вы являетесь собственником земельного участка, но вас не устраивают его границы? Подъезд к вашему участку крайне затруднителен? Данные проблемы нередко встречаются на практике.
Исправление данной ситуации возможно посредством перераспределения смежных участков земли, находящихся в собственности вашего муниципального образования. Такой процесс имеет свои особенности, подробная информация о которых содержится в данной статье.
Что такое перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Перераспределение земель – это изменение участка, результатом которого является присоединение к участку какой-либо иной территории для достижения определенной цели. Основными способами осуществления данной процедуры являются присоединение земли, находящейся в муниципальной собственности, и покупка части смежного участка у его собственника.
Самое распространенное основание перераспределения – выделение участка из муниципальной или же государственной собственности для передачи гражданам в целях ИЖС, ведения подсобного хозяйства, а также выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.
Под прирезкой понимается расширение установленных границ участка посредством присоединения земель, которые уже используются на протяжении определенного времени без документального оформления. Соответственно, в отношении данных земель был осуществлен самовольный захват. Как правило, собственником таких земель является государство.
Не забывайте, что все измерения на местности должен осуществлять исключительно специалист – кадастровый инженер, а перераспределение должно осуществляться фирмой, которая специализируется на геодезической деятельности и имеет на это лицензию.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:
- Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
- Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
- Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
- Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
Следует отметить, что приведенный перечень оснований является исчерпывающим и расширен иными основаниями уже быть не может.
Для осуществления процедуры по изменению границ участки должны в обязательном порядке соответствовать следующим требованиям:
- должны иметь общую границу;
- должны относиться к одному административному округу;
- должны иметь одинаковую земельную категорию и одинаковый вид допустимого использования;
- их границы должны быть четко определены;
- они должны в обязательном порядке состоять на кадастровом учете.
Основанием для осуществления процедуры является соглашение о перераспределении земельных участков с муниципальной землей. В субъектах Российской Федерации требования к образцу бланка могут существенно различаться.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если участок, участвующий в перераспределении, является дачным участком или же относится к садовому товариществу, при перераспределении в обязательном порядке должен учитываться проект межевания территории.
Если предметом перераспределения являются участки, в отношении которых установлено право постоянного бессрочного пользования, направьте запрос в соответствующий орган, который является их непосредственным собственником.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации срок, установленный для вынесения администрацией решения по данному вопросу (согласия или отказа, содержащего определенную мотивировку) составляет 30 дней.
Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации те участки земли, с помощью которых были сформированы участки новые, прекращают существовать после регистрации участков новых.
Однако в соответствии с положением статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выдела территории тот участок, из которого была выделена земля, продолжает существовать с новыми границами, что является неким исключением из общего правила.
Как оформить перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Чтобы оформить увеличение вашего участка за счет государственных и муниципальных земель, осуществите следующие действия:
- Подайте соответствующее заявление в администрацию вашего района;
- Дождитесь рассмотрения вашего заявления комитетом по земельным вопросам. Установленный срок для рассмотрения составляет тридцать дней;
- Организуйте кадастровые работы на вашем участке;
- Оформите предварительный межевой план на новый участок;
- Представьте результаты кадастровых работ в комитет по земельным вопросам;
- Подпишите соглашение о перераспределении в исполнительном органе;
- Оплатите перераспределение территории (срок оплаты – тридцать дней с момента подписания соглашения);
- Оформите право собственности на ваш новый участок.
Образец заявления о перераспределении земельных участков
В заявлении с просьбой о перераспределении участков должна в соответствии с пунктом 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке содержаться следующая информация:
- Сведения о заявителе (паспортные данные, ФИО, адрес);
- Кадастровый номер участка, который будет в дальнейшем перераспределен;
- Кадастровый номер участка, за счет которого будет осуществляться увеличение;
- Реквизиты проекта межевания территории.
Если ваш участок относится к садовому или дачному объединению, сам проект межевания находится в правлении данного объединения или же непосредственно в исполнительном органе, который ранее предоставил землю объединению.
Соглашение о перераспределении земельного участка с муниципальной землей
Следует отметить, что при отсутствии соглашения заключить сделку будет невозможно. Чтобы осуществить перераспределение земельного участка с землей муниципальной, необходим договор между собственником участка и местной администрацией.
Соглашение должно быть составлено письменно и содержать следующие сведения:
- технические характеристики участков;
- информацию о собственниках каждого из участков;
- сведения о правах собственности каждой из сторон на соответствующие участки;
- цель перераспределения.
Документы для перераспределения земельных участков
Приложите к заявлению следующие документы:
- Свидетельство, подтверждающее ваше право собственности на участок;
- Копию вашего паспорта;
- Схему расположения вашего участка;
- Кадастровые документы на ваш участок;
- Документы, на основании которых было установлено ваше право на участок (например, это может быть договор купли-продажи и др.)
С момента осуществления геодезических работ, в результате которых был составлен представляемый вами кадастровый документ, до момента подачи заявления должно пройти не более двух лет.
Схема перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Ряд требований предъявляется к оформлению схемы:
- Она должна быть изготовлена на основе топографической съемки. В ней должны быть указаны сведения из кадастрового плана, а также площадь вашего участка;
- Можно изготовить только одну схему для двух и более земельных участков.
Основой для изготовления схемы перераспределения являются следующие документы:
- Кадастровый план;
- Данные из градостроительного органа;
- Документы, устанавливающие права на участок;
- Иные документы.
Документ должен в обязательном порядке содержать сведения о допустимом использовании участка, категории земли, площади и основании перераспределения.
В схему должны быть в обязательном порядке включены следующие части:
- Титульный лист;
- Графическая часть;
- Каталог координат для границ участка.
Если схема подлежит представлению вместе с заявлением об ее утверждении, она должна содержать следующие документы:
- Данные ЕГРН;
- Пояснительную записку;
- Обзорную схему границ участка, на которой указаны все объекты недвижимости;
- Документ, подтверждающий право собственности на участок;
- Согласие иных владельцев земли.
Следует отметить, что все документы должны содержать подпись исполнителя. Оборотная сторона должна содержать штамп «Согласовано», сведения о вас как о заказчике и вашу подпись. Представьте документы в электронном виде.
Общие требования, которые предъявляются к представляемым материалам:
- Текст может быть как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере. В первом случае необходимо писать максимально разборчиво и понятно;
- Документ не должен содержать исправления;
- Запрещается наличие карандашных записей в документах;
- Материалы не должны быть тем или иным образом повреждены, все должно быть максимально аккуратно;
- Проверяйте сроки действия каждого документа, они не должны быть истекшими;
- Каждый лист документа должен иметь свой порядковый номер;
- Разделы схемы и иные документы должны содержаться в папке;
- Разделы схемы должны быть оформлены на листах формата А4, а графическая часть может быть представлена на листах формата А3;
- Документы должны быть заверены нотариусом, если это требуется.
Существует ряд требований, предъявляемых к оформлению титульного листа.
Реквизиты:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Номер листа, содержащего схему, и количество листов данного документа;
- Категория и расположение вашего участка;
- Сведения о заказчике;
- Сведения о лице, осуществлявшем кадастровые работы;
- Площадь участка, а также его допустимое использование;
- Кадастровый номер того участка, который граничит с вашим участком;
- Причина перераспределения территории;
- Расположение участка (обязательно обратите внимание на изменения, внесенные в адресную схему).
В графической части должна содержаться следующая информация:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Количество листов;
- Номер кадастрового квартала;
- План участков из одного квартала;
- Выписка из ЕГРН;
- Условные обозначения;
- Сведения об исполнителе, его печать и подпись.
В Каталог координат для границ участка должна входить следующая информация:
- Название документа;
- Расположение участка и его наименование;
- Геодезические данные участка, а также его площадь;
- Сведения об исполнителе.
Стоимость перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Стоит отметить, что процедура перераспределения земель, в результате которой увеличивается площадь участков, находящихся в собственности у граждан, бесплатной не является.
Размер платы зависит о того, в чьей собственности находится земельный участок, за счет которого площадь вашего участка будет увеличена, и определяется следующим образом:
- В утвержденном Правительством РФ порядке, если участки относятся к собственности Российской Федерации;
- В утвержденном государственным органом субъекта Российской Федерации порядке, если участки находятся в собственности данного субъекта или же собственность на них не разграничена;
- В утвержденном органами местного самоуправления порядке, если имеет место муниципальная собственность на земельный участок.
Например, в Тюменской области Постановлением Правительства «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» было установлено, что размер платы за процедуру перераспределения, посредством которой будет увеличена площадь частного участка за счет земель, принадлежащих Тюменской области или же тех земель, в отношении которых собственность не разграничена, должен быть определен как разница между кадастровыми стоимостями вновь образованного участка и участка, который находился в частной собственности изначально.
Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации причинами для отказа в перераспределении являются следующие:
- Расположение на участке, который подлежит присоединению, строений, находящихся в государственной или же муниципальной собственности;
- Нарушения в схеме расположения участка;
- Участок заявителя имеет не уточненные границы;
- Участок, который подлежит присоединению, относится к зарезервированным для государственных нужд землям;
- Площадь вновь образованного участка превышает максимально допустимую величину;
- Новый участок выходит за красные линии границ;
- Отсутствует согласие лиц, которые обладают правами на земельные участки, подлежащие перераспределению;
- Наличие достигнутого ранее соглашения о том, что подлежащий присоединению участок из муниципальной собственности предоставляется в собственность физическому или же юридическому лицу;
- Если участок, подлежащий присоединению, изъят из гражданского оборота или в обороте ограничен.
Следует отметить, что максимальная площадь участка для ведения садоводства или подсобного хозяйства регламентируется на региональном уровне соответствующими актами. В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказ должен в обязательном порядке содержать письменную мотивировку.
После устранения данных причин допускается повторная подача заявления.
Пример перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Гражданка Мария, проживающая в Тюменской области, заказала в межевой компании геодезическую съемку и план своего участка земли, не указав при этом, что в дальнейшем территория будет перераспределяться вместе с участком земли, который находится в муниципальной собственности. После оплаты услуг и получения дела Мария подала заявление в Росреестр для последующей государственной регистрации участка.
Однако через некоторое время она получила отказ в осуществлении регистрации. Причем отказ был мотивирован тем, что имеет место несоответствие нового участка нормам земельного законодательства и отсутствует предварительное согласование о выделении земли из муниципальной собственности в качестве прирезка.
Проблема заключается в том, что после распределения участок, принадлежащий Марии, увеличивался в площади довольно существенно, а для этого ей необходимо было составить соответствующее соглашение с органом местного самоуправления.
После получения данного решения гражданка снова обратилась в межевую компанию с требованием возврата денежных средств или же осуществления повторной геодезической съемки земли, но в этот раз уже после оформления прирезки.
Исполнителями была осуществлена новая съемка, при которой были учтены данные требования. По истечении двух месяцев заявительницей были получены новые документы на ее участок.
Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/pereraspredelenie-zemelnyx-uchastkov-s-municipalnoj-zemlej.html
Верховный суд о перераспределении земельных участков 2019 год
Статья акутальна на: Ноябрь 2019 г.
Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров — искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела — наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.
Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.
В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.
Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.
Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.
Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.
Так что никаких нарушений нет.
А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.
Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства.
Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.
По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы
Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года).
В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.
Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».
Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.
Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.
Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.
Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.
В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.
Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.
В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.
И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.
Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.
Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.
В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.
В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.
Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.
В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.
Для реализации соответствующих целей граждане или юридические лица должны обратиться с заранее сформированным заявлением в территориальный контролирующий орган или Многофункциональный центр по месту фактического расположения участка земли.
Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.
Отсылка к законодательству РФ
В 2019 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.
7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела.
Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.
Также осуществление операции невозможно, если земля была обременена правами третьих лиц. Такие ограничения могут быть сняты на законных основаниях и в одностороннем порядке на основании письменного согласия. Однако в любом случае исключается перераспределение земель, имеющих целевое назначение.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Перераспределение тех земельных участков, которые находятся в федеральном или муниципальном фонде, проводится на основании соглашения, заключаемого между уполномоченными инстанциями.
Об этом гласят нормы статьи 39.27 Земельного Кодекса РФ.
Представительства федеративных субъектов осуществляют значительный объем операций по организации процедуры предоставления земель, включая их реализацию.
Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков между собой
Образец заявления о перераспределении земельных участков
Часто встречаемые ситуации
В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами.
Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта.
В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.
Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
В соответствии с вышеназванными нормативами действующее законодательство предусматривает несколько вариантов решения сложившейся проблемной ситуации. Например, это может быть разделение общего имущества, выделение конкретной доли и определение нюансов общего использования. Пути решения вопроса напрямую зависят от обстоятельств проблемы.
Действующий Земельный Кодекс РФ рассматривает участки земли в качестве части территории с определенными границами.
Допускаются следующие возможные варианты изменения статуса территориальных наделов:
- разделение;
- выделение;
- объединение;
- перераспределение.
В первом случае происходит образование из одного участка земли нескольких наделов, при условии первоначальной делимости территории. Разделение земли может быть проведено при условии, если ее площадь кратна 6 соткам. Это говорит о том, что участки, размером в 8 соток не смогут быть разделены ни при каких обстоятельствах.
При выделении, оставшаяся часть получает статус самостоятельного имущественного объекта. Помимо прочего, законодательством допускается объединение нескольких наделов в одну территории. Для проведения мероприятий в рамках объединения не важен размер объединяемых земель.
Что касается перераспределения, то оно проводится только в том случае, если ранее из нескольких смежных территорий были образованы несколько участков земли. Порядок пользования участка определяется только в тех ситуациях, когда невозможно осуществить раздел надела в силу его неделимости. Это говорит только о возможности определения нюансов совместного пользования.
Практика показывает, что в суды зачастую подаются исковые заявления по факту определения порядка пользования землей в соответствие с определенным долями. В качестве ответчиков в подавляющем большинстве случаев выступают прочие совладельцы территории.
Стоит отметить, что вопросы перераспределения земель не могут быть сведены к общему порядку ни при каких обстоятельствах. В каждом конкретном случаях предусматривается применение индивидуального подхода к решению проблемы. В то же время компетентные суды смогли выработать стандарты, учитываемые при подаче соответствующего искового заявления.
Детали судебной практики по перераспределению земельных участков
Участки земли, которые располагаются под любыми объектами недвижимого имущества, не могут быть перераспределены или разделены на доли.
В случаях, если территориальный надел был выделен государством или муниципалитетом для возведения и последующей эксплуатации любого строения, то его распределение между несколькими гражданами противоречит нормам действующего федерального законодательства.
Для составления искового заявления нужно использовать установленный образец, который каждое заинтересованное лицо сможет найти в свободном доступе. К сформированному заявлению необходимо приложить сопровождающие документы, выступающие в качестве доказательной базы для определенного в иске набора требований.
Пример принятого решения
Для понимания особенностей проблемы перераспределения территориальных наделов, в обязательном порядке должна быть рассмотрена судебная практика по отказам в перераспределении земельных участков.
Ниже представлено компетентное решение судебных инстанций по сложившемуся вопросу:
- Истец в лице Крылова М.А обратился в Приокский районный суд города Нижний Новгород с исковым заявлением к городской администрации и градостроительному комитету с просьбой о признании незаконности отказа в перераспределении участка, имеющего кадастровый номер 14. В заявлении также указано требование о подготовке перераспределяющей процедуры на основании действующего проекта межевания конкретной территории.
- В качестве обоснования указанных требований были определены факты о наличии собственности на дом, расположенный на участке земли №14 по адресу улица Деловая, 18.
- Городская администрация ответила отказом в перераспределении земли, указав на нюанс, заключающийся в том, что конкретный участок земли ранее вошел в состав самостоятельно созданного территориально надела, дальнейшая судьба которого будет определять в формате публичных торгов.
- С данным решением муниципальных органов власти истец не согласен, ссылаясь на факт принадлежности земли к той территории, которая окончательно сложилась в 1990-х годах.
- Компетентная судебная инстанция постановила, что перераспределение территориальных наделов, включенных в муниципальные земельные фонды, допускается только тогда, когда конкретная часть земли не может быть сформирована в самостоятельном порядке ни при каких обстоятельствах в качестве нового земельного участка.
Во всех остальных ситуациях судьба надела должна решаться в рамках публичных торгов с учетом наличия конкуренции между заинтересованными лицами. Об этом также гласит и требование законодательства, в соответствии с которым аукцион прекращается, если участие в нем принимает только один гражданин.
Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.
При покупке этого участка земли истец должен был осознавать фактический объем прав, которые он получал. Само фактическое использование земли не может порождать новые права. По результатам прошения истца суд ответил отказом, в результате чего было инициировано прекращение делопроизводства без возможности обжалования постановления.
Источник: https://comfort-invest.ru/drugoe/verhovnyj-sud-o-pereraspredelenii-zemelnyh-uchastkov-2019-god.html
Перераспределение муниципальных земель между собой в 2019 году: фонд, образец соглашения, порядок перераспределения, документы | Земельный эксперт
2412
Содержание статьи:
Основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой
Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные массивы, могут участвовать в процедуре перераспределения. Чтобы осуществить данный процесс необходимо, чтобы имелись законные основания, и участки отвечали всем обязательным требованиям, предъявляемым к ним. В статье 39.27 ЗК РФ описаны случаи и условия перераспределения территорий:
- Все государственные или муниципальные земли, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должны находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
- Один из государственных или муниципальных земельных участков, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должен находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
- Все перераспределяемые участки состоят в собственности или временном пользовании у одного лица.
Перераспределение земель выполняется в рамках обозначенных положений и руководствуясь законодательным регламентом.
Соглашение и решение о перераспределении земельных участков государственной или муниципальной собственности между собой
Процесс перераспределения земель происходит в рамках подписанного соглашения между ответственным ведомством, кроме ситуаций, когда полномочия на площади находятся у одного и того же органа. В таком случае процедура выполняется на основании решения, вынесенного ответственным субъектом.
Если процедура перераспределения происходит на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении или решении о перераспределении земельных участков указываются реквизиты документа, утверждающего проект межевания.
Договор (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между собственниками наделов, в частности, между городскими властями или государственными органами.
В документе прописываются такие обязательные моменты, как:
- участники правоотношений;
- данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
- обоснование прав сторон на земли;
- полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
- порядок оплаты расходов, возникших при проведении обязательных кадастровых работ;
- сведения о распределении полномочий на новообразованные массивы.
В решении указывается информация о назначении данной процедуры относительно конкретных массивов.
Порядок перераспределения земель государственной или муниципальной собственности между собой
Процедура происходит в рамках оговоренного регламента. Различаются следующие этапы:
- Владельцы земель договариваются о проведении процедуры перераспределения.
- Оговариваются условия, и выносится соответствующее решение.
- Кадастровым инженером проводятся необходимые работы по определению границ новых участков.
- Составляются и согласовываются межевые схемы.
- Оформленные на каждый массив межевые дела ставятся на кадастровый учет и получают индивидуальный номер.
- После получения документов, собственники земель подают заявку для постановки на учет в Росреестре.
В итоге каждый из участников правоотношений приобретает землю, но в измененных границах.
Отказ в перераспределении земель государственной или муниципальной собственности между собой
Решение о перераспределении между собой земель, состоящих в госсобственности или владении городских властей, не выносится, а соглашение о перераспределении земельных участков между владельцами не заключается в случаях:
- если перераспределение участков, принадлежащих одному лицу осуществляется без его согласия;
- если процедура изменения границ будет проводиться относительно массивов, принимающих участие в аукционе либо вынесено решение о начальном согласовании выделения участка, период действия которого еще не окончен;
- если границы участка нуждаются в уточнении;
- при наличии законных причин для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела;
- если в отношении одного из перераспределяемых земельных участков подана заявка о его предоставлении и еще не вынесено отрицательное решение.
Пример по перераспределению земель государственной или муниципальной собственности между собой
- Администрация города обратилась к унитарному предприятию, с предложением о проведении перераспределения двух соседствующих участков, с целью передать часть земли, необходимой унитарному предприятию для постройки котельной, а взамен получить площадь, которая может быть использована под организацию парковки для сотрудников администрации.
- Унитарное предприятие ответило согласием на внесенное предложение, и административный орган приступил к подготовке обязательных документов, поскольку это входило в его функции.
- После того как пакет документов был собран и произведены все необходимые кадастровые процедуры по определению границ новых участков, стороны заключили соглашение и приступили к процессу передачи.
- Через месяц, после оформления отношений, администрация уже приступила к устройству парковки, когда выяснилось, что в отношение прежнего участка, принадлежащего унитарному предприятию, имелось предварительное согласование о его передаче в распоряжение некоммерческой религиозной организации.
В итоге процедура перераспределения была признана недействительной. Через некоторое время земля была отдана под застройку, а администрации пришлось устраивать парковку в другом месте.
Заключение
В завершение написанного можно сделать несколько выводов:
- Процедура перераспределения выполняется в рамках имеющегося регламента и при существовании законных оснований.
- Если собственником земель является одно и то же ведомство, а процесс производится в рамках одного и того же права, решение выносит указанный уполномоченный орган.
- Перераспределение оформляется в виде соглашения тогда, когда собственники у территорий разные.
- В соглашении обязательно должны быть описаны существенные условия правоотношений, а в решении указывается информация о непосредственном назначении процедуры.
- Порядок осуществления процедуры включает в себя проведение обязательных кадастровых работ с целью образования участков в новых границах. Финальным этапом является регистрация новообразованных земель в Росреестре.
- В ряде ситуаций невозможно заключение соглашения и вынесение решения. Обстоятельства, при которых выносится отказ, указаны в земельном кодексе.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по перераспределению территорий государственной или муниципальной собственности между собой
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я подала заявку на оформление участка в собственность, и никакого итогового акта вынесено еще не было, однако, мне пришло уведомительное письмо о том, что площадь, которую я хотела получить, подвергнут перераспределению. Новый же массив будет передан под застройку.
Подскажите, могу ли я еще претендовать на землю или стоит обратиться с заявкой насчет другого участка?
Ответ: Здравствуйте, Анастасия. В ст. 39.27 ЗК РФ указаны ситуации, когда перераспределение не выполняется.
Подобной ситуацией считается та, в рамках которой имеется заявление о выделении участка в использование.
То есть в вашем случае, пока на переданное заявление не вынесено конкретное решение – отказ или постановление о передаче территории, земельный участок не может принимать участие в процедуре перераспределения.
Если решение по вашей заявке будет вынесено неправомерно, то вам следует обратиться к должностному лицу с жалобой. При отсутствии действий с его стороны можно подать иск в суд с требованием признать вынесенный акт об отказе незаконным и повторно рассмотреть вопрос.
Список законов
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
- Образец соглашения о перераспределении земельных участков
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/pereraspredelenie-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-zemel/pereraspredelenie-zemel-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti-mezhdu-soboj/